29
июн
2010
июн
2010
Дума про казака Голоту (1937)
Формат: DVDRip, AVI, XviD, МР3
Страна: СССР
Режиссер: Игорь Савченко
Сценаристы: Аркадий Гайдар, Игорь Савченко
Жанр: героико-приключенческий
Продолжительность: 01:17:45
Год выпуска: 1937
В ролях: Константин Нассонов, Леонид Шехтман, Константин Тыртов, Нина Русинова, Николай Соколов, Виктор Селезнев, Николай Горлов, Фаина Раневская, Александр Гречаный, Константин Старостин
Описание: Гражданская война, 1920 год. Все мужчины Ольховки ушли на фронт, оставив стариков, женщин и детей. Небольшое село становится приманкой для белобандитов, которыми командует Козолуп. Но приезжает из города к деду-лирнику подросток Жиган, который сразу же находит себе приятеля — Сашко, сына бойца Красной Армии. Однажды Сашко случайно узнаёт, что бандиты готовят расправу над красным комиссаром, который должен появиться в селе. Мальчики решают предупредить его и занимают посты на просёлочных
дорогах. В итоге, деревенский мальчишка Сашко, сын красноармейца, вместе с Жиганом спасают комиссара, попавшего в засаду белых.
Рейтинг на IMDB: отсутствует
Рейтинг на КиноПоиске: 7.083/10 (12 голосов)
Видео: 544x416 (1.31:1), 25 fps, XviD build 50 ~1058 kbps avg, 0.19 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, MPEG Layer 3, 2 ch, ~192.00 kbps avg
Релиз группы:
Из книги «3500 кинорецензий»
Историко-революционный сказ
Эта лента Игоря Савченко явно не вписывается ни в типологию традиционного историко-революционного фильма, ни в разряд скрыто полемичных произведений, которые переоценивали советскую мифологию или хотя бы вносили в неё существенные поправки. Однако безусловным является и то, что
без подобной картины не возникли бы, например, уже через два десятилетия «Павел Корчагин» и «Ветер» Александра Алова и Владимира Наумова, прямых учеников Савченко, а ещё позже, на рубеже 70-х годов — такие разные, почти полярные произведения, как «Комиссары» Николая Мащенко и «Бумбараш» Абрама Народицкого и Николая Рашеева, наконец, опять через десятилетие — телефильм «Школа» Михаила Ильенко.
Конечно, было бы проще всего отнести Игоря Савченко к единомышленникам Александра Довженко, который ранее в «Арсенале» и позднее в «Щорсе» тоже не без легендарно-сказовой интонации обращался к событиям революционной истории. Кроме того, «Дума про казака Голоту», «Бумбараш» и «Школа» являются экранизациями повестей Аркадия Гайдара, тоже не чуждого романтического пафоса. А по сюжету (деревенский мальчишка Сашко, сын красноармейца, вместе с подростком Жиганом, приехавшим к деду-лирнику из города, помогают комиссару, который попал в засаду белогвардейцев) всё это отчасти перекликается с «Красными дьяволятами» и «Неуловимыми мстителями», разумеется, более приключенческими и даже эксцентрическими
лентами.
И всё же картина Савченко впервые в отечественном кино задала некий необычный тон рассказа, в котором героика соседствует с реалистическим, более того — густым бытописательством, а революционная восторженность намеренно снижается при помощи по-гоголевски колоритных, почти фарсовых
«малоросских» побасенок (чего стоит одна лишь Фаина Раневская, гениально сыгравшая в эпизоде сельскую попадью). «Дума про казака Голоту», вопреки своему названию, пока ещё лишена, к счастью, той исторической величавости, которая появится в более заказной работе 1941 года — «Богдан Хмельницкий». И есть в ней неожиданная прозрачность кинематографического письма (оператор Юрий Фогельман сотрудничал с Игорем Савченко на двух предшествующих фильмах «Гармонь» и «Случайная встреча»), словно непредусмотренный стилевой изыск бесхитростной, но лукавой картинки в духе примитивизма, а ещё точнее — самодельной песни деда-лирника.
Автор рецензии Сергей Кудрявцев. 1997
Историко-революционный сказ
Эта лента Игоря Савченко явно не вписывается ни в типологию традиционного историко-революционного фильма, ни в разряд скрыто полемичных произведений, которые переоценивали советскую мифологию или хотя бы вносили в неё существенные поправки. Однако безусловным является и то, что
без подобной картины не возникли бы, например, уже через два десятилетия «Павел Корчагин» и «Ветер» Александра Алова и Владимира Наумова, прямых учеников Савченко, а ещё позже, на рубеже 70-х годов — такие разные, почти полярные произведения, как «Комиссары» Николая Мащенко и «Бумбараш» Абрама Народицкого и Николая Рашеева, наконец, опять через десятилетие — телефильм «Школа» Михаила Ильенко.
Конечно, было бы проще всего отнести Игоря Савченко к единомышленникам Александра Довженко, который ранее в «Арсенале» и позднее в «Щорсе» тоже не без легендарно-сказовой интонации обращался к событиям революционной истории. Кроме того, «Дума про казака Голоту», «Бумбараш» и «Школа» являются экранизациями повестей Аркадия Гайдара, тоже не чуждого романтического пафоса. А по сюжету (деревенский мальчишка Сашко, сын красноармейца, вместе с подростком Жиганом, приехавшим к деду-лирнику из города, помогают комиссару, который попал в засаду белогвардейцев) всё это отчасти перекликается с «Красными дьяволятами» и «Неуловимыми мстителями», разумеется, более приключенческими и даже эксцентрическими
лентами.
И всё же картина Савченко впервые в отечественном кино задала некий необычный тон рассказа, в котором героика соседствует с реалистическим, более того — густым бытописательством, а революционная восторженность намеренно снижается при помощи по-гоголевски колоритных, почти фарсовых
«малоросских» побасенок (чего стоит одна лишь Фаина Раневская, гениально сыгравшая в эпизоде сельскую попадью). «Дума про казака Голоту», вопреки своему названию, пока ещё лишена, к счастью, той исторической величавости, которая появится в более заказной работе 1941 года — «Богдан Хмельницкий». И есть в ней неожиданная прозрачность кинематографического письма (оператор Юрий Фогельман сотрудничал с Игорем Савченко на двух предшествующих фильмах «Гармонь» и «Случайная встреча»), словно непредусмотренный стилевой изыск бесхитростной, но лукавой картинки в духе примитивизма, а ещё точнее — самодельной песни деда-лирника.
Автор рецензии Сергей Кудрявцев. 1997