06
фев
2015
фев
2015
Черный монах (1999)
Формат: аудиоспектакль, MP3, 165-182 kbps
Автор: Антон Павлович Чехов
Год выпуска: 1999
Жанр: Отечественная классика
Издательство: Гостелерадиофонд, Ардис
Исполнитель: Иннокентий Смоктуновский
Продолжительность: 01:43:16
Описание: Андрей Васильевич Коврин, магистр, заболевает нервным расстройством. Его “посещает” черный монах и внушает мысль о том, что он - гений, избранник божий. В периоды обострения Коврин весел, бодр и счастлив, а когда болезнь затухает, и черный монах покидает его, Коврин становится капризен и мелочен, несправедлив и жесток. Наконец, черный монах приносит ему последнее утешение в предсмертные минуты, возвращая Коврину молодость, радость, счастье, но увы - вместе с прежней манией величия.
Автор: Антон Павлович Чехов
Год выпуска: 1999
Жанр: Отечественная классика
Издательство: Гостелерадиофонд, Ардис
Исполнитель: Иннокентий Смоктуновский
Продолжительность: 01:43:16
Описание: Андрей Васильевич Коврин, магистр, заболевает нервным расстройством. Его “посещает” черный монах и внушает мысль о том, что он - гений, избранник божий. В периоды обострения Коврин весел, бодр и счастлив, а когда болезнь затухает, и черный монах покидает его, Коврин становится капризен и мелочен, несправедлив и жесток. Наконец, черный монах приносит ему последнее утешение в предсмертные минуты, возвращая Коврину молодость, радость, счастье, но увы - вместе с прежней манией величия.
О спектакле
ЧЕРНЫЙ МОНАХ. Повесть.
Читает Иннокентий Смоктуновский.
Режиссер: Эмиль Верник.
Редактор: Н. Большова.
Запись 1990 года.
ЧЕРНЫЙ МОНАХ. Повесть.
Читает Иннокентий Смоктуновский.
Режиссер: Эмиль Верник.
Редактор: Н. Большова.
Запись 1990 года.
ПОСЛЕПОЛУДЕННЫЕ ЧТЕНИЯ
130-летие А. П. Чехова искусства встречают по-разному. Театры по-прежнему состязаются в решениях «Чайки» и «Вишневого сада». Телевидение предпочитает документ; радио — слово Чехова как оно есть. Причем и новые записи, которые можно отнести к разряду «возвращенной» (или «разрешенной») литературы: ведь ни «Палата № 6», ни «Черный монах» в полном своем объеме здесь записаны не были. Теперь это состоялось: в январе «Палату № 6» прочитал О. Борисов, в марте «Черного монаха» — И. Смоктуновский. Читали неспешно, почти без купюр, по нескольку передач каждый. В такое однако время (13 часов пополудни), когда далеко не все желавшие могли слышать их.
Нужно немалое усилие, чтобы вырваться из повседневной лихорадки и войти в разреженный воздух этих «чтений» с их внутренней свободой и равновесием, которые так поразительны у обоих сверхзанятых мастеров.
«Палата № 6» несколько лет назад, хотя и в сокращенном объеме, в составе большой передачи о Чехове все же в эфире звучала; из «Черного монаха» можно было услышать только фрагмент. Теперь этот рассказ записан — по личной инициативе артиста, давнему и настойчивому его желанию. Работа эта волновала уже заранее: и тем, что «Черный монах»— едва ли не самое загадочное произведение Чехова, и тем также, что трагическая красота и странность его так «идут» Смоктуновскому.
Момент встречи с автором и артистом однако был отодвинут и затруднен неловким вторжением посредника. Литературный критик П. Горелов говорил не только о творческой истории рассказа, но и о том также, как следует его понимать, говорил жестко указующе, императивно, что само по себе так чуждо Чехову. Прежде чтения раздались слова о «суровой прямоте» автора, о его «бесстрашном суде над надуманной, наджизненной гениальностью»; о речах, которые расходятся с делом, и о людях, которые недостойны самих себя. Многое можно было бы по этому поводу сказать, поразмыслить, поспорить — но это уже сделано исполнителем.
Смоктуновский предпочитает иное — чеховское доверие к аудитории, ее восприимчивости, силе ее воображения и здравого смысла; чеховскую нелюбовь к скорым и однозначным решениям. «Чтение» его поначалу звучит так воздушно, легко, почти по касательной к тексту, что напоминает музыкальные экзерсисы. Подготовка кажется долгой, текст — длинным; нетерпение подстегивает нас, но артист не торопится. Постепенно высвобождается скрытая музыка чеховской прозы и ведет за собой как артиста-рассказчика, диктуя ему тональность и ритм, так и нас.
«Черного монаха», вероятно, можно было бы инсценировать, поставить на разные голоса, насытить чтение постановочными эффектами, музыкой, благо, она предусмотрена и даже названа Чеховым. Всего этого нет; режиссер Э. Верник и исполнитель предпочли путь труднейший — «чистое» и сольное чтение. (Жаль все же музыку—она так же важна в рассказе, как и роскошный цветущий сад, это напоминание о гармонии). Иной раз, как вначале, это «чистое» чтение грозит монотонностью; кантилена кажется затянувшейся и вот- вот обернется распевностью: хочется каких-то контрастов, акцентов — чего-то иного, чем этот плавный поток музыкально звучащей прозы. Быть может, стоило раньше открыть, вывести из подтекста тему тревожных предчувствий, которую до поры таит Смоктуновский,— она возникнет позднее и уже не отпустит, держа в напряжении до конца; возникнет с приближением призрака.
В рассказе о судьбе магистра Коврина, которого близкие лечили от нервности, странности, от непонятных видений — встреч с таинственным черным монахом — и долечили до изменения личности, разное может стать главным. То ли сам клинический случай, интересовавший поначалу доктора Чехова,— недаром он называл свой рассказ «медицинским», то ли горестная история распада семьи, дома, прекрасного цветущего мира, столь поэтически воссозданного в рассказе, то ли тот моралистический оттенок, который усмотрел в «Черном монахе» критик. Чехов ничему не препятствует, никуда не зовет, ничему не учит — во всяком случае, открыто. Цепь событий драматична и сложна, все в конечном счете бессильны перед своей судьбой. На чьей стороне автор, решить непросто, потому что для Чехова все герои равны и дороги ему как создателю.
Смоктуновский, ничего не «рисуя» голосом, делает исключение для героев. Их он представляет эскизно и точно, несколько со стороны: бестолкового и доброго старика Песоцкого, одержимого своим садом; Коврина, наивного и веселого поначалу — и ожесточенного, отчаявшегося потом; и, наконец, монаха, от сдержанно сурового голоса которого веет мудростью и покоем.
Главное в этих трех передачах — встречи Коврина с черным монахом, их диалоги о смысле бытия, о праве и долге таланта, о ценностях подлинных и мнимых. Слушая их, вспоминаешь другой близкий случай — беседу Ивана Карамазова с чертом, которую так же, один в двух лицах, читал В. И. Качалов. Только чеховский монах у Смоктуновского — не черт, не искуситель и даже не двойник героя, но некое высшее, справедливое и всеведущее существо. Вероятно, от этого всеведения — та чуть заметная печаль, что окрашивает его мысли о цене незаурядности, о плате за талант — жестокой плате, которую предстоит отдать Коврину. И чудится, будто в самом рассказе идет борьба и доктор Чехов с его интересом к мании величия побежден художником Чеховым, поднявшим рядовой клинический случай до трагической и высокой притчи.
Приступая к работе над «Черным монахом», Смоктуновский говорил о том, что его тянуло к рассказу: о Коврине, ставшем в ряд любимых (от Мышкина и Гамлета) и странных героев артиста; о вечной и мучительной проблеме природы гения и таланта. Об этом — и его чтение, и, как кажется теперь, сам рассказ.
Татьяна ШАХ-АЗИЗОВА
«Экран и сцена», « 15, 12 апреля 1990 г.
130-летие А. П. Чехова искусства встречают по-разному. Театры по-прежнему состязаются в решениях «Чайки» и «Вишневого сада». Телевидение предпочитает документ; радио — слово Чехова как оно есть. Причем и новые записи, которые можно отнести к разряду «возвращенной» (или «разрешенной») литературы: ведь ни «Палата № 6», ни «Черный монах» в полном своем объеме здесь записаны не были. Теперь это состоялось: в январе «Палату № 6» прочитал О. Борисов, в марте «Черного монаха» — И. Смоктуновский. Читали неспешно, почти без купюр, по нескольку передач каждый. В такое однако время (13 часов пополудни), когда далеко не все желавшие могли слышать их.
Нужно немалое усилие, чтобы вырваться из повседневной лихорадки и войти в разреженный воздух этих «чтений» с их внутренней свободой и равновесием, которые так поразительны у обоих сверхзанятых мастеров.
«Палата № 6» несколько лет назад, хотя и в сокращенном объеме, в составе большой передачи о Чехове все же в эфире звучала; из «Черного монаха» можно было услышать только фрагмент. Теперь этот рассказ записан — по личной инициативе артиста, давнему и настойчивому его желанию. Работа эта волновала уже заранее: и тем, что «Черный монах»— едва ли не самое загадочное произведение Чехова, и тем также, что трагическая красота и странность его так «идут» Смоктуновскому.
Момент встречи с автором и артистом однако был отодвинут и затруднен неловким вторжением посредника. Литературный критик П. Горелов говорил не только о творческой истории рассказа, но и о том также, как следует его понимать, говорил жестко указующе, императивно, что само по себе так чуждо Чехову. Прежде чтения раздались слова о «суровой прямоте» автора, о его «бесстрашном суде над надуманной, наджизненной гениальностью»; о речах, которые расходятся с делом, и о людях, которые недостойны самих себя. Многое можно было бы по этому поводу сказать, поразмыслить, поспорить — но это уже сделано исполнителем.
Смоктуновский предпочитает иное — чеховское доверие к аудитории, ее восприимчивости, силе ее воображения и здравого смысла; чеховскую нелюбовь к скорым и однозначным решениям. «Чтение» его поначалу звучит так воздушно, легко, почти по касательной к тексту, что напоминает музыкальные экзерсисы. Подготовка кажется долгой, текст — длинным; нетерпение подстегивает нас, но артист не торопится. Постепенно высвобождается скрытая музыка чеховской прозы и ведет за собой как артиста-рассказчика, диктуя ему тональность и ритм, так и нас.
«Черного монаха», вероятно, можно было бы инсценировать, поставить на разные голоса, насытить чтение постановочными эффектами, музыкой, благо, она предусмотрена и даже названа Чеховым. Всего этого нет; режиссер Э. Верник и исполнитель предпочли путь труднейший — «чистое» и сольное чтение. (Жаль все же музыку—она так же важна в рассказе, как и роскошный цветущий сад, это напоминание о гармонии). Иной раз, как вначале, это «чистое» чтение грозит монотонностью; кантилена кажется затянувшейся и вот- вот обернется распевностью: хочется каких-то контрастов, акцентов — чего-то иного, чем этот плавный поток музыкально звучащей прозы. Быть может, стоило раньше открыть, вывести из подтекста тему тревожных предчувствий, которую до поры таит Смоктуновский,— она возникнет позднее и уже не отпустит, держа в напряжении до конца; возникнет с приближением призрака.
В рассказе о судьбе магистра Коврина, которого близкие лечили от нервности, странности, от непонятных видений — встреч с таинственным черным монахом — и долечили до изменения личности, разное может стать главным. То ли сам клинический случай, интересовавший поначалу доктора Чехова,— недаром он называл свой рассказ «медицинским», то ли горестная история распада семьи, дома, прекрасного цветущего мира, столь поэтически воссозданного в рассказе, то ли тот моралистический оттенок, который усмотрел в «Черном монахе» критик. Чехов ничему не препятствует, никуда не зовет, ничему не учит — во всяком случае, открыто. Цепь событий драматична и сложна, все в конечном счете бессильны перед своей судьбой. На чьей стороне автор, решить непросто, потому что для Чехова все герои равны и дороги ему как создателю.
Смоктуновский, ничего не «рисуя» голосом, делает исключение для героев. Их он представляет эскизно и точно, несколько со стороны: бестолкового и доброго старика Песоцкого, одержимого своим садом; Коврина, наивного и веселого поначалу — и ожесточенного, отчаявшегося потом; и, наконец, монаха, от сдержанно сурового голоса которого веет мудростью и покоем.
Главное в этих трех передачах — встречи Коврина с черным монахом, их диалоги о смысле бытия, о праве и долге таланта, о ценностях подлинных и мнимых. Слушая их, вспоминаешь другой близкий случай — беседу Ивана Карамазова с чертом, которую так же, один в двух лицах, читал В. И. Качалов. Только чеховский монах у Смоктуновского — не черт, не искуситель и даже не двойник героя, но некое высшее, справедливое и всеведущее существо. Вероятно, от этого всеведения — та чуть заметная печаль, что окрашивает его мысли о цене незаурядности, о плате за талант — жестокой плате, которую предстоит отдать Коврину. И чудится, будто в самом рассказе идет борьба и доктор Чехов с его интересом к мании величия побежден художником Чеховым, поднявшим рядовой клинический случай до трагической и высокой притчи.
Приступая к работе над «Черным монахом», Смоктуновский говорил о том, что его тянуло к рассказу: о Коврине, ставшем в ряд любимых (от Мышкина и Гамлета) и странных героев артиста; о вечной и мучительной проблеме природы гения и таланта. Об этом — и его чтение, и, как кажется теперь, сам рассказ.
Татьяна ШАХ-АЗИЗОВА
«Экран и сцена», « 15, 12 апреля 1990 г.
Похожие материалы
739.9 MB
Пелагия и черный монах (2009)687.0 MB
Монах 1. Монах (2019)747.5 MB
Монах (2015)999.6 MB
Монах (2015)6.6 MB
Монах (1993)379.0 MB
Архитектор и монах (2017)632.0 MB
Монах 3, Предназначение (2019)762.7 MB
Монах 4: Боль победы (2020)248.8 MB
Монах и дочь палача (2019)