27
дек
2007
дек
2007
Прикосновение к России: Древнеславянский праздник Корочун, Коляда (2006)
Страна: Россия
Режиссер: Студия ВуК
Жанр: Религиозный
Продолжительность: 5.19+2.54+5.03+26.00+3.34
Год выпуска: 2006
Перевод: Отсутствует
Описание
26 декабря (студня)
Корочун - самый короткий день в году и самая длинная ночь, когда в мире царят тёмные Боги - время умирания старого Солнца. Торжество Чернобога и Марены. Зачин проводят жрецы Чернобога.
29 декабря (студня)
Коляда - Двадцать девятого студня, когда день «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце, Славяне отмечают Коляду. Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов. По окончании зачина, всем подносится братина с хмельным напитком.
На пиру поминают Тура, поедая обрядовое печенье в виде коров (коровай, рогалики). Вместо жертвенного ягнёнка едят печенье в виде бараньей головы (баранки, кренделя). Непременно нужно попробовать узвар и кутью. Праздник заканчивается игрищами. Обязательно нужно вкатить горящее колесо в гору со словами: «В гору катись, с весной воротись.»
26 декабря (студня)
Корочун - самый короткий день в году и самая длинная ночь, когда в мире царят тёмные Боги - время умирания старого Солнца. Торжество Чернобога и Марены. Зачин проводят жрецы Чернобога.
29 декабря (студня)
Коляда - Двадцать девятого студня, когда день «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце, Славяне отмечают Коляду. Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов. По окончании зачина, всем подносится братина с хмельным напитком.
На пиру поминают Тура, поедая обрядовое печенье в виде коров (коровай, рогалики). Вместо жертвенного ягнёнка едят печенье в виде бараньей головы (баранки, кренделя). Непременно нужно попробовать узвар и кутью. Праздник заканчивается игрищами. Обязательно нужно вкатить горящее колесо в гору со словами: «В гору катись, с весной воротись.»
Дество Коляды
Узнал о рождении Коляды Черный бог. Он очень огорчился, ибо ему были предсказаны большие неприятности от сына Дажьбога. Он сделал так, что Дажьбог потерял магическое кольцо и лишился сил.
И Черный бог остудил сердце Дажьбога, заточил его во льдах. А Майя вновь ушла в Навь, как и было предначертано, ибо она вернулась из царства смерти лишь для того, чтобы родить бога Коляду. Потому она отправила Коляду в корзине по водам Смородины в Ирий к богу Хорсу и Заре-Заренице.
Хорс поднялся рано-ранешенько и пошел ко речке Смородине, дабы омыться чистой водою и помолиться Всевышнему. И нашел Хорс у берега корзину, сиявшую небесным светом. Не было в той корзине ни золота, ни серебра, а был в ней златовласый ребенок.
И вот радость на небе и на земле. В Ирин бог Крышень- Коляда. В Ирии его вновь нашли волхвы-колежане. Они пришли ведомые путеводной Звездой. Ворота в Ирий Звездой. Ворота в Ирий колежанам открыл Небесный Олень. И они вошли, славя Коляду, Хорса, Зарю, Майю и Дажьбога.
Потому и ныне во время празднования Коляды колядовщики, подобно волхвам, следовавшим за Звездою, ходят по дворам и ищут Коляду, а найдя его, поют:
Мы ходили, мы искали Коляду святого
На небе и на земле..
А нашли его в светлом Ирии!
Как во первом тереме - Красно Солнышко,
Во втором тереме - часты звездочки,
В третьем тереме - ясная Заря
«Книга Коляды», X 6
Колежане увидели, что младенец Коляда на руках у Зари-Зареницы. Рядом на серебряной скамеечке - Хорс. У Хорса -золотая борода и усы. У Зари-Зареницы - кудри русые, рассыпающиеся серебром по ее плечам.
Хорс и Заря усадили колежан за стол. На богато убранном столе колежане увидели три кубка - первый с медом Сурьей, второй - с пивом Хомой, а третий с Абритой. Сурью пил из кубка Хорс, Хому -Заря-Зареница, а Абриту - Коляда.
В тереме у Хорса было три окна. В одно вошло Красно Солнце, во второе - светлый Месяц, а в третье частый Дождик.
Стали гости спорить - кто из них важнее. Солнце сказало, что оно всех выше, так как оно освещает горы, долины и моря. Месяц сказал, что он - важнее, так как светит ночью, когда ничего не видно. А Дождь сказал, что он - важнее, ибо он окропляет жито и пашни, и потому растет хлеб, и огнищане варят пиво.
- Нет, над всеми вами - Великий Бог! Коляда - сын Выш- ня-Дажьбога! - возразили колежание. - Скажет Солнцу: «Свети!» Светит Солнце. Скажет Месяцу - тот сияет. Скажет Дождику: «Дождь, смочи Землю-Мать, чтоб родилась рожь и пшеница!» И пойдет с небес благодатный дождь! Будь прославлен Бог Коляда!
А в это время в Темном Царстве лютовал Чернобог Кащей. Он собрал всех демонов-дасуней, чтобы обдумать -как погубить им молодого бога Коляду. И тогда Кащей сказал старухе Путане:
- Обернись молодою девой, лети в Ирий и изведи молодого Коляду! Его кости пусть станут прахом, пусть развеет их черный ветер!
Ведьма Путана разлютовалась, она слила вино в золотую чашу и подмешала в вино отраву. Прилетела в Ирий и встала с чашей на трапезе.
- Я пришла, принесла вина молодому сыну Дажьбога! Пусть он выпьет вино из чаши.
- Коляда, наш бог, молоденек! - ответили ей колежане. - Пить вино ему рановато. Грудь в вино обмакни, Путана. Дойка грудь молодому богу!
Путана обмакнула грудь в вино, взяла на руки Коляду, и поднесла ему грудь с отравой. Коляда приложился к груди Путаны, высосал все молоко, и вместе с ядом - жизнь Путаны. Путана тут обернулась старухой и упала, раскинув ноги и раскрыв клыкастую пасть. И все ужаснулись, увидя страшное тело ведьмы.
Ее зубы - черные камни,
ее ноздри - в скалах пещеры,
ее груди - холмы, а волосья - кусты,
ее бедра - два горных кряжа,
ее руки - мосты над бездной,
а живот - иссохшее море
Тут Заря подхватила Коляду, а Хорс низверг Путану на землю. И содрогнулось царство Кащея.
Тогда Кащей послал в Ирий демона Босоркуна, обратившегося в Черного Аиста. Был тот Аист огромен, своими крыльями он закрыл весь свет. Налетел Аист на Коляду и проглотил его. Но почувствовав жженье в глотке, он выплюнул Коляду и попробовал заклевать. Но Коляда схватил Аиста за клюв и разорвал, так легко будто ребенок рвет травинку.
Узнав о гибели Аиста, еще больше разлютовался Кащей. Он послал в Ирий Дракона Халу. Прилетел Хала и разинул пасть.
По земле он влачил одною губой,
обликов касался второю.
Его челюсти - словно ущелья,
зубы - будто вершины гор,
«Книга Коляды», X 6
Дракон сразу проглотил всех гостей-колежан и Коляду. Как Коляда оказался в драконьей пасти - сразу стал расти. Он поднялся выше гор и облаков. Стал душить Дракона, и в конце- концов разорвал его на части.
Предание о родных и приемных родителях Коляды (вначале Дажьбог и Златогорка - потом Хорс и Заря) повторяет сюжет сказания о Кришне (и его спасают у приемных родителей). Славянские предания о Крышпе- Коляде во многом совпадают с индийскими ведическими преданиями о Кришне-Калкине. Сравни текст из «Веды славян» о Море-Юде и Коляде и предание о Путане (в русском языке имя сей ведьмы стало прозванием распутниц) и Кришне из 10-й песни «Шримад-Бхагаватам».
Стоела ми Мора Юда,
Я си е никой не виде,
Та си зела златна чеше,
Си пала си руйну вину,
Руйну вину тригодишну,
Фафъ вину-ту тровна билька
Тровна билька больинчева,
Подале си златна чаше (...)
Ох. Си, мале, загинах си!
Люта ма отрава на серцу-ту (...)
Юттовори Мора Юда
Мора Юда Самовила:
Та посече малки деца!
(...)Спуснали се облаци-те,
Облаци- те и магли- те,
Та си пещере закрыли. (... )
Бог да бие Мора Юда...
Чула ми Злата Майка...
Та са варна фъ пещере- та,
На Бога си дума и говори:
Хаде, Боже, мили сину...
Закара си Златна Книга,
Та си учи млади юнаци
Млади юнаци, малка моми!
Встала, вила Мора-Юда,
как - никто ее не видел,
и взяла ту злату чашу,
ту, где красное вино,
трехгодичное вино,
а в вине том травы были,
были ядовиты травы
Подает она ту чашу (...)
да погибнет пусть малец
от отравы лютой сердцу! (...)
Говорила Мора Юда
Мора-Юда Самовила:
«Рассеку дитя малое! ..."
Но спустились облака тут,
с неба о блака и мгла,
и пещеру ту укрыли. (... )
Бог же бьет ту Мору Юду...
Стала думать Злата Майка
да во той святой пещере,
говорила младу Богу:
"Боже, Сын мой, Ты иди,
и возьми ту Злату Книгу,
и учи младых юнаков,
юношей и красных девиц!
Оригинал и перевод из «Веды славян» Ш 12 420-523
ИСКОН - Прикосновение к России
Священный трепет понимания РА, солнце - вот источник жизни, вот изначальная божественная сущность. Так вероятно возникло первое религиозное чувство, зародилась ведическая культуРА
Ну и напоследок клип группы Волколак - Слава Яриле!
Узнал о рождении Коляды Черный бог. Он очень огорчился, ибо ему были предсказаны большие неприятности от сына Дажьбога. Он сделал так, что Дажьбог потерял магическое кольцо и лишился сил.
И Черный бог остудил сердце Дажьбога, заточил его во льдах. А Майя вновь ушла в Навь, как и было предначертано, ибо она вернулась из царства смерти лишь для того, чтобы родить бога Коляду. Потому она отправила Коляду в корзине по водам Смородины в Ирий к богу Хорсу и Заре-Заренице.
Хорс поднялся рано-ранешенько и пошел ко речке Смородине, дабы омыться чистой водою и помолиться Всевышнему. И нашел Хорс у берега корзину, сиявшую небесным светом. Не было в той корзине ни золота, ни серебра, а был в ней златовласый ребенок.
И вот радость на небе и на земле. В Ирин бог Крышень- Коляда. В Ирии его вновь нашли волхвы-колежане. Они пришли ведомые путеводной Звездой. Ворота в Ирий Звездой. Ворота в Ирий колежанам открыл Небесный Олень. И они вошли, славя Коляду, Хорса, Зарю, Майю и Дажьбога.
Потому и ныне во время празднования Коляды колядовщики, подобно волхвам, следовавшим за Звездою, ходят по дворам и ищут Коляду, а найдя его, поют:
Мы ходили, мы искали Коляду святого
На небе и на земле..
А нашли его в светлом Ирии!
Как во первом тереме - Красно Солнышко,
Во втором тереме - часты звездочки,
В третьем тереме - ясная Заря
«Книга Коляды», X 6
Колежане увидели, что младенец Коляда на руках у Зари-Зареницы. Рядом на серебряной скамеечке - Хорс. У Хорса -золотая борода и усы. У Зари-Зареницы - кудри русые, рассыпающиеся серебром по ее плечам.
Хорс и Заря усадили колежан за стол. На богато убранном столе колежане увидели три кубка - первый с медом Сурьей, второй - с пивом Хомой, а третий с Абритой. Сурью пил из кубка Хорс, Хому -Заря-Зареница, а Абриту - Коляда.
В тереме у Хорса было три окна. В одно вошло Красно Солнце, во второе - светлый Месяц, а в третье частый Дождик.
Стали гости спорить - кто из них важнее. Солнце сказало, что оно всех выше, так как оно освещает горы, долины и моря. Месяц сказал, что он - важнее, так как светит ночью, когда ничего не видно. А Дождь сказал, что он - важнее, ибо он окропляет жито и пашни, и потому растет хлеб, и огнищане варят пиво.
- Нет, над всеми вами - Великий Бог! Коляда - сын Выш- ня-Дажьбога! - возразили колежание. - Скажет Солнцу: «Свети!» Светит Солнце. Скажет Месяцу - тот сияет. Скажет Дождику: «Дождь, смочи Землю-Мать, чтоб родилась рожь и пшеница!» И пойдет с небес благодатный дождь! Будь прославлен Бог Коляда!
А в это время в Темном Царстве лютовал Чернобог Кащей. Он собрал всех демонов-дасуней, чтобы обдумать -как погубить им молодого бога Коляду. И тогда Кащей сказал старухе Путане:
- Обернись молодою девой, лети в Ирий и изведи молодого Коляду! Его кости пусть станут прахом, пусть развеет их черный ветер!
Ведьма Путана разлютовалась, она слила вино в золотую чашу и подмешала в вино отраву. Прилетела в Ирий и встала с чашей на трапезе.
- Я пришла, принесла вина молодому сыну Дажьбога! Пусть он выпьет вино из чаши.
- Коляда, наш бог, молоденек! - ответили ей колежане. - Пить вино ему рановато. Грудь в вино обмакни, Путана. Дойка грудь молодому богу!
Путана обмакнула грудь в вино, взяла на руки Коляду, и поднесла ему грудь с отравой. Коляда приложился к груди Путаны, высосал все молоко, и вместе с ядом - жизнь Путаны. Путана тут обернулась старухой и упала, раскинув ноги и раскрыв клыкастую пасть. И все ужаснулись, увидя страшное тело ведьмы.
Ее зубы - черные камни,
ее ноздри - в скалах пещеры,
ее груди - холмы, а волосья - кусты,
ее бедра - два горных кряжа,
ее руки - мосты над бездной,
а живот - иссохшее море
Тут Заря подхватила Коляду, а Хорс низверг Путану на землю. И содрогнулось царство Кащея.
Тогда Кащей послал в Ирий демона Босоркуна, обратившегося в Черного Аиста. Был тот Аист огромен, своими крыльями он закрыл весь свет. Налетел Аист на Коляду и проглотил его. Но почувствовав жженье в глотке, он выплюнул Коляду и попробовал заклевать. Но Коляда схватил Аиста за клюв и разорвал, так легко будто ребенок рвет травинку.
Узнав о гибели Аиста, еще больше разлютовался Кащей. Он послал в Ирий Дракона Халу. Прилетел Хала и разинул пасть.
По земле он влачил одною губой,
обликов касался второю.
Его челюсти - словно ущелья,
зубы - будто вершины гор,
«Книга Коляды», X 6
Дракон сразу проглотил всех гостей-колежан и Коляду. Как Коляда оказался в драконьей пасти - сразу стал расти. Он поднялся выше гор и облаков. Стал душить Дракона, и в конце- концов разорвал его на части.
Предание о родных и приемных родителях Коляды (вначале Дажьбог и Златогорка - потом Хорс и Заря) повторяет сюжет сказания о Кришне (и его спасают у приемных родителей). Славянские предания о Крышпе- Коляде во многом совпадают с индийскими ведическими преданиями о Кришне-Калкине. Сравни текст из «Веды славян» о Море-Юде и Коляде и предание о Путане (в русском языке имя сей ведьмы стало прозванием распутниц) и Кришне из 10-й песни «Шримад-Бхагаватам».
Стоела ми Мора Юда,
Я си е никой не виде,
Та си зела златна чеше,
Си пала си руйну вину,
Руйну вину тригодишну,
Фафъ вину-ту тровна билька
Тровна билька больинчева,
Подале си златна чаше (...)
Ох. Си, мале, загинах си!
Люта ма отрава на серцу-ту (...)
Юттовори Мора Юда
Мора Юда Самовила:
Та посече малки деца!
(...)Спуснали се облаци-те,
Облаци- те и магли- те,
Та си пещере закрыли. (... )
Бог да бие Мора Юда...
Чула ми Злата Майка...
Та са варна фъ пещере- та,
На Бога си дума и говори:
Хаде, Боже, мили сину...
Закара си Златна Книга,
Та си учи млади юнаци
Млади юнаци, малка моми!
Встала, вила Мора-Юда,
как - никто ее не видел,
и взяла ту злату чашу,
ту, где красное вино,
трехгодичное вино,
а в вине том травы были,
были ядовиты травы
Подает она ту чашу (...)
да погибнет пусть малец
от отравы лютой сердцу! (...)
Говорила Мора Юда
Мора-Юда Самовила:
«Рассеку дитя малое! ..."
Но спустились облака тут,
с неба о блака и мгла,
и пещеру ту укрыли. (... )
Бог же бьет ту Мору Юду...
Стала думать Злата Майка
да во той святой пещере,
говорила младу Богу:
"Боже, Сын мой, Ты иди,
и возьми ту Злату Книгу,
и учи младых юнаков,
юношей и красных девиц!
Оригинал и перевод из «Веды славян» Ш 12 420-523
ИСКОН - Прикосновение к России
Священный трепет понимания РА, солнце - вот источник жизни, вот изначальная божественная сущность. Так вероятно возникло первое религиозное чувство, зародилась ведическая культуРА
Ну и напоследок клип группы Волколак - Слава Яриле!
Качество: CamRip
Формат: AVI
Видео кодек: XviD
Аудио кодек: MP3
Видео: 352x288 (1.22:1), 23 fps, XviD build 46 ~612 kbps avg, 0.26 bit/pixel
Аудио: 22.050 kHz, MPEG Layer 3, 2 ch, ~128.00 kbps avg
Буду благодарен за