17
авг
2010

Исторические хроники с Николаем Сванидзе. 1946год. Анна Ахматова (2006)

Перевод: Не требуется, cубтитры: отсутствуют
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: Виктор Тарасов
Жанр: Исторические
Продолжительность: 00:43:46
Год выпуска: 2006
В ролях: Ведущий Николай Сванидзе
Описание: И вот победители в той великой войне вернулись домой...
Что увидели они? И как увидели их? Пожалуй, сейчас на эти два вопроса в силу многих причин дать честный ответ достаточно трудно. Ведь тут все переплелось воедино, и уже почти невозможно отделить правду от вымысла, идеологию от сокровенного, мифы от реальности.
Да, они увидели нищету и разорение, безотцовщину и преступность, хаос и мерзость запустения и радость выживших, и неумение жить без войны.
Но и их тоже увидели по-разному - восхищение перед их подвигом и раздражение их мнимым благополучием, гордость за свершенное ими и зависть, что они вернулись, а другие - нет. А еще увидели исконные русские недуги, которыми они страдали, будучи не в силах просыпаться по утрам не от грома артподготовки и рева идущей в прорыв штурмовой авиации, а от звонка будильника или от включенной домочадцами радиоточки.
Говорить об этом, разумеется, больно и тяжело, но надо.
Надо, потому что в 80-х и 90-х годах прошлого столетия история повторилась в том смысле, что нам вновь привелось столкнуться с синдромом фронтовика, который, слава богу, пришел из Афганистана и Чечни домой живым, но так и не понял, зачем он вернулся в эту мирную жизнь, кому он здесь нужен, ради чего он проливал свою кровь и получал боевые награды.
Цикловой проект Николая Сванидзе "Исторические хроники" был традиционно славен своей вневременной актуальностью, а также умением ведущего перекинуть смысловые мостки между событиями давно минувших дней и событиями, происшедшими буквально на наших глазах. На сей раз программа была посвящена именно тем двум "проклятым вопросам", о которых речь шла выше, а также людям, чья судьба и творчество оказались своего рода увеличительными стеклами, сквозь которые мы сейчас можем разглядеть минувшее и составить картину, как говаривал Достоевский, "необыкновенно выпуклою".
Согласно существующей на проекте концептуальной схеме в названии каждой передачи заявлен некий смыслообразующий, если угодно, культовый персонаж. На сей раз таким персонажем стала Анна Андреевна Ахматова.
Откровенно говоря, количество документальных и научно-популярных фильмов об Ахматовой столь велико, что пытаться их вспомнить все, дабы осмыслить объем проделанной аудиовизуальной работы, бессмысленно.
Впрочем, это нисколько не смутило Н.Сванидзе, потому как его подход к предмету априори отличался от обильно вспаханной кино и теледокументалистами нивы. Речь в данном случае шла не столько о великом поэте Серебряного века и печальном узнике режима, сколько о женщине, похоронившей мужа и не спасшей своего сына от сталинских лагерей, о человеке, художнике, в полной мере разделившем трагическую судьбу своего народа, победившего в той страшной войне, но оказавшегося в положении побежденного и униженного собственной тиранией.
Такой подход к теме, особенно в майские дни, традиционно почитаемые у нас мемориальными, заслуживает уважения и всяческого одобрения.
Безусловно, причислять сейчас Ахматову к диссидентам и борцам с режимом - дело натужное и ошибочное. Анна Андреевна была "всего лишь" поэтом, художником не от мира сего, а стало быть, человеком изначально, вознесенным в иные сферы (как тут не вспомнить знаменитой ахматовской стати, восхищавшей многих, Бродского в том числе).
Да, она, как и тысячи ее современниц, стояла в очередях под стенами питерских Крестов, чтобы узнать, жив ли еще ее сын или уже нет.
Да, она так же, как и все жители города на Неве, голодала и нищенствовала в перенаселенной коммуналке под бодрые марши и рапорты в Кремль, что "жить стало лучше, жить стало веселее".
Наконец, она, как и всякий художник, не продавшийся власти "с потрохами", была вынуждена выслушивать в свой адрес дикие в своем идиотизме обвинения, унизительные требования, слабоумные угрозы и рекомендации от полуграмотных литературных начальников.
Все это было в ее жизни. Все это было в жизни той страны, в которой она жила и которую она прославила.

Рейтинг на IMDB: отсутствует
Видео: 720x552 (1.30:1), 25 fps, XviD MPEG-4 ~1849 kbps avg, 0.19 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, MPEG Layer 3, 2 ch, ~128.00 kbps avg
Доп. информация: Анна Андреевна Ахматова (фамилия при рождении Горенко; 11 (23) июня 1889, Одесса, Российская империя — 5 марта 1966, Домодедово, Московская область, РСФСР) — русский поэт, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик; один из известнейших русских поэтов XX века.

Кроме художественного творчества, Ахматова известна своей трагической судьбой. Хотя сама она не была в заключении или изгнании, репрессиям были подвергнуты двое близких ей людей (её муж в 1910—1918 гг. Н. С. Гумилёв расстрелян в 1921; Николай Пунин, спутник её жизни в 1930-е годы, трижды арестовывался, погиб в лагере в 1953 году) и единственный сын Лев Гумилёв (провёл в заключении в 1930—40-х и в 1940—50-х гг. более 10 лет). Опыт жены и матери «врагов народа» отражён в одном из наиболее известных произведений Ахматовой — поэме «Реквием».

1946-й год
Постановление ЦК «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» от 14 августа 1946 года[3], в котором резкой критике подвергалось творчество Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Оба они были исключены из Союза советских писателей.
Видео / Документальное кино / Исторические
СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО  [622.3 MB]