19
июл
2012
июл
2012
Первые на Луне (2005)
Формат: DVDRip, AVI, XviD, AC3
Режиссер: Алексей Федорченко
Жанр: фантастика, мистификация, псевдодокументалистика, драма, арт-хаус
Продолжительность: 01:11:40
Год выпуска: 2005
В ролях: Борис Власов, Виктория Ильинская, Анатолий Отраднов, Алексей Славнин, Андрей Осипов, Викор Котов, Алексей Анисимов, Игорь Санников, Лидия Гладырева, Владимир Дементьев, Анатолий Зайков, Нина Каменева, Виктор Котов, Полина Литовская, Олег Лоевский, Владимир Мутьев, Виктор Ривас Уатай, Колоне Самаре, Борис Шаров, Ольга Шаронова. Алексей Штрайбер, Сергей Ярмолю
Описание: Для просмотра предлагается действующая модель советского мифа в натуральную величину. Кто сказал, что настоящее российское кино кануло в лету подражания голлливудским страстям? Сама история нашей некогда великой империи с минимальными правками создает удивительные сценарии...
Видео: 720x544 (1.32:1), 25 fps, XviD build 47 ~2271 kbps avg, 0.23 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, AC3 Dolby Digital, 3/2 (L,C,R,l,r) + LFE ch, ~448.00 kbps avg
Дополнительно о фильме
Луну покорили не американцы – первыми были мы. Хромированная советская ракета взлетела с секретного космодрома (ныне заброшенного и залитого бетоном) за четверть века до того, как Гагарин крикнул "Поехали!", 16 марта 1938 года. На борту находился Иван Харламов, плечистый, красивый, спокойный, невиданной силы мужик. Космолетчик (как их тогда называли) был упакован в свинцовый скафандр – в условиях земного тяготения в нем можно было только лежать. Но старт этот долго замалчивался. Еще на взлете ракете оторвало часть обшивки, связь вскоре была потеряна, конструктор бежал за границу, а участников проекта (в том числе трех космолетчиков-дублеров) устранили силами НКВД.
Тем не менее, спустя несколько недель в Чили, на месте падения метеорита, была найдена чудесная кинопленка – пленка, которая свидетельствует, что именно летчик СССР первым ступил на Луну.
Эта невероятная история собрана буквально по кусочкам – в архивах ФСБ и Госфильмофонда, из хроники СовКино и СоюзКиножурнала, а также из интервью очевидцев, сделанных в наши дни. Удивительные, часто непонятно как снятые (зафиксирован едва ли не каждый день подготовки и краха проекта), эти кадры – из-под грифа "секретно". Часть их сделана еще в 1930-х ручной бесшумной кинокамерой СК-29, предназначенной для тайного наблюдения: такую можно было вложить в чемодан и спокойно следить за объектом. Поэтому, как объясняет заведующий архивами ФСБ: "Все, что было, могло быть снято, а если снято – значит, оно было".
Почему эдакая сенсация попала в конкурс кинофестиваля, а не в телевизионный прайм-тайм? Все очень просто: на самом деле... ничего не было. Не было ракеты, Харламова, запуска, а летчиков-дублеров не травили газом после неудачного старта; не было бесшумных камер СК-29; не было десанта на Луну. В игровом фильме "Первые на луне" использованы хроникальные кадры, но 99% – это фальсификация, кропотливо, по крошкам, в течение двух лет снимавшаяся на Свердловской киностудии. К этой грандиозной афере хочется привинтить какое-нибудь слово, вмещающее разом обиду (обманули!) и восторг (но как!). Так вот, слово будет простое: это все это именно что круто. И не важно, обманка "Первые..." или так.
Режиссер-дебютант Алексей Федорченко – не первооткрыватель жанра мистификации. Например, в Америке и Канаде в 1990-х наделало шуму "Вскрытие инопланетянина" – якобы документальный репортаж о вскрытии пришельца, сделанный в полевых условиях спецслужбами США. Камера в этой "хронике" тряслась, тело пришельца выпадало из фокуса, врачи были сплошь в масках, и вообще зацепиться было не за что. Но зритель (телевизионный) поверил – даже несмотря на финальный титр, объясняющий, что все показанное – цирк.
Но Федорченко работает тоньше – "Первые на Луне" стилизованы замечательно. В них веришь сразу, целиком: от пафосного проезда ракеты (ее тянут 4 тепловоза) до минутного кусочка кинохроники, в котором пионеры, вторя опытам Циолковского с центрифугой, раскручивают утенка на велосипедном колесе.
Один из столичных критиков любит стращать мир авторскими колонками, в которых он плачется, мол, в России по-прежнему не умеют снимать кино. Ан нет, вот же, умеют: смотрибельное, неожиданное, ловкое, чуть смешное, а местами такое несчастное (в свой документальный калейдоскоп Федорченко успевает втиснуть даже маленькую любовную историю между первым космолетчиком и его дублершей; в ночь перед вылетом они играют на гитаре, много пьют, а потом остаются наедине, и она тихо так говорит: "Мне страшно...").
А вот что по-настоящему грустно: если вы когда-нибудь сможете "Первых..." увидеть сами, то, скорее всего, не в кино, а только на видео или DVD. Показывать столь неформатную штуку в кинотеатрах, говорят, невыгодно. Странно, поскольку в фестивальном дайджесте обозреватели ставят ленте максимальные оценки – советская космическая программа понравилась почти всем.
Доп. информация: Этот фильм вошел в число наиболее глобальных и значимых проектов Свердловской киностудии не только как один из самых дорогих (бюджет фильма составил $1 млн.), но и способных повлиять на ход мировой истории и повысить авторитет нашей страны в глазах мировой общественности.
- Сценарий этого фильма Алексей Федорченко нашёл в интернете. Чтобы добиться стилистики тридцатых годов, пришлось отказаться от цифровых технологий и снимать весь фильм устаревшими камерами почти с полувековой историей.
- Картину "Первые на Луне" по сценарию Александра Гоноровского и Рамиля Ямалеева уже пытались снять на "Мосфильме", но в 1997 году случился дефолт, и проект закрыли.
- "Первые на Луне" - Приз "За лучший дебют" и Приз гильдии киноведов и кинокритиков на фестивале "Кинотавр" 2005. На последнем 62-ом Венецианском МКФ 2005 года премия "Горизонты".
-----------------------------
"Сценарий "Первые на Луне" несколько лет скитался по киностудиям, пока его не выловил в интернете Алексей Федорченко. Этот сценарий был существенно переработан, появилась более четкая любовная линия главного героя, которому удалось дожить до наших дней и от лица которого ведется повествование. То, что "Первые на Луне" обманка — и есть прием. Это попытка общаться со зрителем, не манипулируя им; оставить зрителя "без ключа", чтобы он сам разобрался в том, что ему показывают. Потому и смотрят все это кино по-разному — кто как комедию, кто как трагедию. В конечном итоге, даже неважно, поймет ли зритель, что его мистифицируют, или нет. Искусство всегда фальсификация. Команда первых космонавтов, которых на самом деле не было, такие же подопытные кролики, как Алеша из "Пыли", и ужас в том, что для системы не имеет значения, герой ты или обыватель, все равно ты — "расходный материал". Искусно имитируя эпоху, Федорченко даже не прибегал к такому расхожему трюку, как состаривание пленки (она якобы прекрасно сохранилась, потому что была надежно спрятана). Снимали на старых камерах с замедленной скоростью, а распечатывали с нормальной; подлинная хроника занимает в фильме всего пять процентов. Эксперимент Федорченко провоцирует зрителя на размышления не о самом зрелище, но о способах его организации. Об онтологической манипулятивности любой режиссуры, которая собирает разрозненные фрагменты реальности в некое целое, нагружая его привнесенным смыслом. "Из статьи Нины ЦЫРКУН "Девятый вал", "Сеанс", № 25/26, 2005
-----------------------------
Жанр псевдодокументалистики не так прост, как кажется на первый взгляд - это ведь не обман и не прикол вовсе, а серьёзное размышление на тему "Личность и Тоталитарное Государсво". В СССР жило много талантливых людей, коим выпало родиться в то страшное время в той неоднозначной стране. И все её достижения - результат их часто жертвенного труда. Вся история СССР - псевдоистория! Нам с раннего детства рассказывали о героях, которые потом оказались не более реальны, чем гайдаровский Мальчиш Кибальчиш. Как такое могло получиться? - Ответ прост: фронтовые корреспнденты часто-густо писали свои "репортажи с фронта", не выходя из редакции. Так были явлены Миру "28 героев-панфиловцев", Зоя Космодемьянская и лейтенант Гастэлло. И при этом почему-то замалчивали реальные подвиги реальных героев вроде Маринэску и многих-многих других, безвестных героев, честно и до конца выполнивших свой солдатский долг и тем защитивших Родину. В том самом 1938 году жил реальный инженер, бредивший полётами на Луну. Он писал об этом статьи и брошуры, да только в стране, готовившейся к войне со всем остальным Миром это мало кого интересовало! Да, молодёжи это было интересно, но решения принимали совсем другие люди. И умер наш инженер в полной безвестности - точнее ушёл в 1941 добровольцем на фронт и погиб, защищая страну, которой он не был нужен! - и не узнали бы мы о нём, если бы американцы нам о нём не рассказали! Оказывается, проект "Аполлон" был реализован именно в том виде, как его задумал ... советский инженер. Я вот всё силюсь вспомнить его имя и никак не вспомню - моя память забита всякими Гастэлло и прочими Кибальчишами, и через эти завалы трудно пробиться к имени реальных героев. Фильм "Первые на Луне" - о них, о тех, кто в то тяжеленное время в своих мечтах, на тетрадных листках готовил нас к Космической Эре. Авторы позволили себе пофантазировать, что было-бы, если-бы этим людям дали-бы возможность осуществить свои дерзновенные идеи. И получается, что ничего хорошего не получилось-бы. Невозможно полететь в Космос водиночку - это по силам лишь всей Стране. А страна, занятая тотальной слежкой и прочей мышиной вознёй такой проэкт не осилила-бы точно. Это вовсе не случайность а закономерность, что американцы побывали на Луне, а мы ещё нет! Боюсь, наше общество и сейчас ещё не тянет не такие проэкты. До них должно дозреть всё общество!
Луну покорили не американцы – первыми были мы. Хромированная советская ракета взлетела с секретного космодрома (ныне заброшенного и залитого бетоном) за четверть века до того, как Гагарин крикнул "Поехали!", 16 марта 1938 года. На борту находился Иван Харламов, плечистый, красивый, спокойный, невиданной силы мужик. Космолетчик (как их тогда называли) был упакован в свинцовый скафандр – в условиях земного тяготения в нем можно было только лежать. Но старт этот долго замалчивался. Еще на взлете ракете оторвало часть обшивки, связь вскоре была потеряна, конструктор бежал за границу, а участников проекта (в том числе трех космолетчиков-дублеров) устранили силами НКВД.
Тем не менее, спустя несколько недель в Чили, на месте падения метеорита, была найдена чудесная кинопленка – пленка, которая свидетельствует, что именно летчик СССР первым ступил на Луну.
Эта невероятная история собрана буквально по кусочкам – в архивах ФСБ и Госфильмофонда, из хроники СовКино и СоюзКиножурнала, а также из интервью очевидцев, сделанных в наши дни. Удивительные, часто непонятно как снятые (зафиксирован едва ли не каждый день подготовки и краха проекта), эти кадры – из-под грифа "секретно". Часть их сделана еще в 1930-х ручной бесшумной кинокамерой СК-29, предназначенной для тайного наблюдения: такую можно было вложить в чемодан и спокойно следить за объектом. Поэтому, как объясняет заведующий архивами ФСБ: "Все, что было, могло быть снято, а если снято – значит, оно было".
Почему эдакая сенсация попала в конкурс кинофестиваля, а не в телевизионный прайм-тайм? Все очень просто: на самом деле... ничего не было. Не было ракеты, Харламова, запуска, а летчиков-дублеров не травили газом после неудачного старта; не было бесшумных камер СК-29; не было десанта на Луну. В игровом фильме "Первые на луне" использованы хроникальные кадры, но 99% – это фальсификация, кропотливо, по крошкам, в течение двух лет снимавшаяся на Свердловской киностудии. К этой грандиозной афере хочется привинтить какое-нибудь слово, вмещающее разом обиду (обманули!) и восторг (но как!). Так вот, слово будет простое: это все это именно что круто. И не важно, обманка "Первые..." или так.
Режиссер-дебютант Алексей Федорченко – не первооткрыватель жанра мистификации. Например, в Америке и Канаде в 1990-х наделало шуму "Вскрытие инопланетянина" – якобы документальный репортаж о вскрытии пришельца, сделанный в полевых условиях спецслужбами США. Камера в этой "хронике" тряслась, тело пришельца выпадало из фокуса, врачи были сплошь в масках, и вообще зацепиться было не за что. Но зритель (телевизионный) поверил – даже несмотря на финальный титр, объясняющий, что все показанное – цирк.
Но Федорченко работает тоньше – "Первые на Луне" стилизованы замечательно. В них веришь сразу, целиком: от пафосного проезда ракеты (ее тянут 4 тепловоза) до минутного кусочка кинохроники, в котором пионеры, вторя опытам Циолковского с центрифугой, раскручивают утенка на велосипедном колесе.
Один из столичных критиков любит стращать мир авторскими колонками, в которых он плачется, мол, в России по-прежнему не умеют снимать кино. Ан нет, вот же, умеют: смотрибельное, неожиданное, ловкое, чуть смешное, а местами такое несчастное (в свой документальный калейдоскоп Федорченко успевает втиснуть даже маленькую любовную историю между первым космолетчиком и его дублершей; в ночь перед вылетом они играют на гитаре, много пьют, а потом остаются наедине, и она тихо так говорит: "Мне страшно...").
А вот что по-настоящему грустно: если вы когда-нибудь сможете "Первых..." увидеть сами, то, скорее всего, не в кино, а только на видео или DVD. Показывать столь неформатную штуку в кинотеатрах, говорят, невыгодно. Странно, поскольку в фестивальном дайджесте обозреватели ставят ленте максимальные оценки – советская космическая программа понравилась почти всем.
Доп. информация: Этот фильм вошел в число наиболее глобальных и значимых проектов Свердловской киностудии не только как один из самых дорогих (бюджет фильма составил $1 млн.), но и способных повлиять на ход мировой истории и повысить авторитет нашей страны в глазах мировой общественности.
- Сценарий этого фильма Алексей Федорченко нашёл в интернете. Чтобы добиться стилистики тридцатых годов, пришлось отказаться от цифровых технологий и снимать весь фильм устаревшими камерами почти с полувековой историей.
- Картину "Первые на Луне" по сценарию Александра Гоноровского и Рамиля Ямалеева уже пытались снять на "Мосфильме", но в 1997 году случился дефолт, и проект закрыли.
- "Первые на Луне" - Приз "За лучший дебют" и Приз гильдии киноведов и кинокритиков на фестивале "Кинотавр" 2005. На последнем 62-ом Венецианском МКФ 2005 года премия "Горизонты".
-----------------------------
"Сценарий "Первые на Луне" несколько лет скитался по киностудиям, пока его не выловил в интернете Алексей Федорченко. Этот сценарий был существенно переработан, появилась более четкая любовная линия главного героя, которому удалось дожить до наших дней и от лица которого ведется повествование. То, что "Первые на Луне" обманка — и есть прием. Это попытка общаться со зрителем, не манипулируя им; оставить зрителя "без ключа", чтобы он сам разобрался в том, что ему показывают. Потому и смотрят все это кино по-разному — кто как комедию, кто как трагедию. В конечном итоге, даже неважно, поймет ли зритель, что его мистифицируют, или нет. Искусство всегда фальсификация. Команда первых космонавтов, которых на самом деле не было, такие же подопытные кролики, как Алеша из "Пыли", и ужас в том, что для системы не имеет значения, герой ты или обыватель, все равно ты — "расходный материал". Искусно имитируя эпоху, Федорченко даже не прибегал к такому расхожему трюку, как состаривание пленки (она якобы прекрасно сохранилась, потому что была надежно спрятана). Снимали на старых камерах с замедленной скоростью, а распечатывали с нормальной; подлинная хроника занимает в фильме всего пять процентов. Эксперимент Федорченко провоцирует зрителя на размышления не о самом зрелище, но о способах его организации. Об онтологической манипулятивности любой режиссуры, которая собирает разрозненные фрагменты реальности в некое целое, нагружая его привнесенным смыслом. "Из статьи Нины ЦЫРКУН "Девятый вал", "Сеанс", № 25/26, 2005
-----------------------------
Жанр псевдодокументалистики не так прост, как кажется на первый взгляд - это ведь не обман и не прикол вовсе, а серьёзное размышление на тему "Личность и Тоталитарное Государсво". В СССР жило много талантливых людей, коим выпало родиться в то страшное время в той неоднозначной стране. И все её достижения - результат их часто жертвенного труда. Вся история СССР - псевдоистория! Нам с раннего детства рассказывали о героях, которые потом оказались не более реальны, чем гайдаровский Мальчиш Кибальчиш. Как такое могло получиться? - Ответ прост: фронтовые корреспнденты часто-густо писали свои "репортажи с фронта", не выходя из редакции. Так были явлены Миру "28 героев-панфиловцев", Зоя Космодемьянская и лейтенант Гастэлло. И при этом почему-то замалчивали реальные подвиги реальных героев вроде Маринэску и многих-многих других, безвестных героев, честно и до конца выполнивших свой солдатский долг и тем защитивших Родину. В том самом 1938 году жил реальный инженер, бредивший полётами на Луну. Он писал об этом статьи и брошуры, да только в стране, готовившейся к войне со всем остальным Миром это мало кого интересовало! Да, молодёжи это было интересно, но решения принимали совсем другие люди. И умер наш инженер в полной безвестности - точнее ушёл в 1941 добровольцем на фронт и погиб, защищая страну, которой он не был нужен! - и не узнали бы мы о нём, если бы американцы нам о нём не рассказали! Оказывается, проект "Аполлон" был реализован именно в том виде, как его задумал ... советский инженер. Я вот всё силюсь вспомнить его имя и никак не вспомню - моя память забита всякими Гастэлло и прочими Кибальчишами, и через эти завалы трудно пробиться к имени реальных героев. Фильм "Первые на Луне" - о них, о тех, кто в то тяжеленное время в своих мечтах, на тетрадных листках готовил нас к Космической Эре. Авторы позволили себе пофантазировать, что было-бы, если-бы этим людям дали-бы возможность осуществить свои дерзновенные идеи. И получается, что ничего хорошего не получилось-бы. Невозможно полететь в Космос водиночку - это по силам лишь всей Стране. А страна, занятая тотальной слежкой и прочей мышиной вознёй такой проэкт не осилила-бы точно. Это вовсе не случайность а закономерность, что американцы побывали на Луне, а мы ещё нет! Боюсь, наше общество и сейчас ещё не тянет не такие проэкты. До них должно дозреть всё общество!
Похожие материалы
699.9 MB
Первые на Луне (2005)1.9 GB
Незнайка на Луне (1997)5.2 GB
Незнайка на Луне (1997)1.5 GB
Незнайка на Луне (1997)5.2 GB
Незнайка на Луне-2 (1999)