30
мая
2008

Ганс Христиан Андерсен. Сказки (1-8 DVD5) (2003)


Страна: Дания, Нидерланды.
Режиссер: МАГМА ФИЛМС
Жанр: Мультфильм
Продолжительность: 11 часов 46 минут
Год выпуска: 2003
Перевод: Профессиональный (многоголосый, закадровый)
В ролях: Ханс Кристиан Андерсен
Описание:
Диск 1

Дикие лебеди / The Wild Swans

Элиза - самая счастливая принцесса на свете. У нее есть одиннадцать любящих ее братьев и книга с картинками, купленная за пол-королевства. Но однажды ее отец женился. Злая Королева заколдовала отца Элизы, братьев превратила в белых лебедей, а саму Элизу выгнала из дворца в лес. Когда Элизе исполнилось шестнадцать, она отправилась на поиски братьев, чтобы снять с них страшное заклинание...

Навозный жук / The Beetle

Жук Барти неисправимый болтун и хвастун. Его ужасно задевает, что у него нет золотых подков как у королевских лошадей. Он решает покинуть королевскую конюшню, чтобы пойти по свету и доказать всем, что он достоин золотых подков не меньше, чем королевские кони.

Прыгун / The Jumper

В лесу появляется незнакомец. Это потрепанная механическая игрушка, которая предпочитает не разбрасываться словами, но утверждает, что может прыгать. Блоха и Сверчок решают проверить слова незнакомца, и вызывают его на соревнование. Разгораются нешуточные страсти, и вот уже сам Король предлагает руку дочери тому, кто победит в этом турнире. Но согласится ли принцесса выйти замуж за лучшего прыгуна в лесу?

Огниво / The Tinderbox

Усталый солдат возвращается с долгой войны. По дороге он встречает старую ведьму, которая обещает ему столько золота и серебра, сколько он может унести. Единственное что ему нужно сделать за это, так это спуститься вниз по стволу старого дерева и принести огниво, которое ее бабушка оставила там три года назад. Но огниво охраняется тремя огромными собаками с гигантскими глазами...

Диск 2


Русалочка / The Little Mermaid

В подводном царстве живет волшебный народ - русалки. Самой прекрасной русалочке - дочери подводного царя - исполняется шестнадцать лет, и ей первый раз в жизни разрешают посмотреть мир наверху. Там она видит корабль, а на нем - красивого принца, тоже празднующего свой день рождения. Вдруг поднимается шторм, и корабль разбивается о скалы. Русалочка спасает принца. И отныне ее сердце принадлежит ему. Русалочка готова на все, чтобы быть с любимым.

Что муж не сделает, то и хорошо / What The Old Man Does Is Right

Жили-были муж с женой, и горя не знали. И так друг друга любили, что никогда и не ссорились. Но однажды пошел муж на рынок продавать коня, да вернулся домой без коня и без денег, а лишь с корзиной гнилых яблок. Вот уж воистину испытание для жены - пустит ли она такого нерадивого мужа на порог?

Оле - Лукойе / Ollie Shuteye

Маленький мальчик учился в пансионе и очень скучал по своей маме. Но вдруг каждую ночь к нему стал приходить Оле - Лукойе - известный мастер рассказывать истории в чудном халате и с зонтиком под мышкой. С Оле - Лукойе так весело коротать долгие ночи!

Сундук-самолет / The Flying Trunk

Однажды умирает богатый купец - известный скряга. Все его деньги отходят к сыну, а тот быстро спускает отцовское состояние на балы и пирушки. И из всего наследства остаются лишь старый халат да пара туфель. Друзья его больше и знать не хотят, но один старый приятель дарит ему потрепанный и на вид совершенно бесполезный чемодан...


Диск 3

Стойкий оловянный солдатик / The Hardy Tin Soldier

Стойкий Оловянный Солдатик отличается от других солдатиков - на фабрике заканчивалось олово, когда дошла очередь его изготовить, и поэтому материала хватило лишь для одной ноги. Но этот недостаток с лихвой компенсируется его храбрым и любящим сердцем.

Цветы малышки Иды / Little Ida`s Flowers

Малютка Ида обожает выращивать цветы. Но однажды она обнаруживает, что все ее цветы увяли. Ее учитель Ганс, известный сказочник, объясняет Иде, что цветы всю ночь танцевали на Балу цветов и просто устали. Вечером Ида укладывает цветы спать в кукольную кроватку. А ночью она просыпается из-за странных звуков, раздающихся из комнаты для игр.

Золотое сокровище / The Golden Treasure

Жена барабанщика всегда хотела ребенка и еще, чтобы при рождении он был обласкан золотистым солнечным светом. Так Малыш Питер, ее Золотое Сокровище и родился. И со временем выяснилось, что он обладает особым музыкальным талантом. Мечтой Питера было стать великим музыкантом и путешествовать по всему миру. Но его отец-барабанщик был другого мнения...

Профессор и блоха / The Professor And The Flea

Мечтой профессора было построить воздушный шар как у его отца. Но для начала он должен был скопить достаточно денег. Путешествуя по стране со своей преданной женой, он убедился, что не может преуспеть ни в чем, за что брался. Но вот однажды у него в усах поселилась очень талантливая блоха. Кто бы мог подумать, что она станет для профессора билетом к славе и богатству? Но сможет ли он в действительности осуществить все свои мечты?

Диск 4

Принцесса на горошине / The Princess And The Pea

В поисках невесты принц обошел весь свет, но так и не смог найти такой принцессы, которую полюбил бы всем сердцем. Отчаявшись, запирается во дворце. Король с королевой потеряли всякую надежду найти сыну суженую. На улице не утихает буря. И вот в ворота дворца в поисках укрытия от непогоды стучится обворожительная девушка, которая утверждает, что она принцесса. Но действительно ли эта девушка та, за кого себя выдает?

Елка / The Fir Tree

Маленькая елочка очень несчастна. Она так хочет быстрее вырасти, чтобы увидеть мир за другими деревьями, или даже стать мачтой на корабле. Наконец ее мечты о чем-то большем сбываются, и перед Рождеством люди забирают елочку в большой дом. Никогда еще елочка не была так счастлива - она щеголяет роскошными нарядами и неизменно в центре внимания. Но долго ли это продлится? И что случится после рождества?

Свинопас / The Swineherd

Молодой принц буквально потерял голову от любви к принцессе из соседнего королевства, которая даже его не знает. Влюбленный жаждет ответной любви, но он не хочет, чтобы принцесса полюбила его лишь за его благородное происхождение. И вот принц устраивается свинопасом во дворец к отцу принцессы. Свинопас мастерит волшебные игрушки, и предлагает принцессе их купить. Плата скромна всего один поцелуй... Или сто...

Калоши счастья / The Galoshes Of Fortune

Молодая фея изобретает пару калош, которые исполняют желания их владельца. Фея надеется, что калоши принесут людям счастье, но на деле все выходит по-другому. Студент попадает во времена викингов. Сержант становится поэтом. Ночной сторож превращается в несчастного лейтенанта. И молодая фея начинает понимать, что бездумное исполнение любых желаний может не довести до добра.

Диск 5

Новое платье короля / The Emperor`s New Clothes

Император очень любил красиво одеваться. И поэтому, когда двое "великих" портных с лучшими рекомендательными письмами на свете прибыли в его дворец, он тут же уволил своего старого преданного портного. Мастера сразу принялись за работу и пообещали сшить самый красивый наряд на свете. Настолько красивый, что он будет виден только самым умным и образованным....

Жених и невеста / The Lovers

Волчок Чарли безнадежно влюблен в прекрасный мячик Мартину, сделанную из детских перчаток. Однажды Чарли набрался смелости и пригласил Мартину на прогулку. Но она сообщила, что помолвлена с Мистером Стивенсоном, галантным воробьем, который живет на дереве в саду. Но вот Мартина исчезла навсегда и Чарли решает, что теперь она стала Миссис Стивенсон. Сердце Чарли разбито. Но где же Мартина на самом деле? И действительно ли она стоит столь сильной любви Чарли?

Старый уличный фонарь / The Old Street Lamp

Старый Уличный Фонарь честно трудился всю свою жизнь и теперь пришло время уйти на покой. По такому случаю, его друзья - ветер и звезды, подарили ему волшебные подарки. Но для того, чтобы подарки ожили, нужен кто-то, кто зажег бы свет в Старом Фонаре.

Бутылочное горлышко / The Bottleneck

Как правило, мы даже не знаем историю обычных вещей, которыми пользуемся каждый день. Взять, к примеру, разбитое бутылочное горлышко, которое пожилая женщина использует как поилку для своей птицы. Могла ли она подумать, что оно как две капли воды похоже на горлышко бутылки шампанского из далекого прошлого, когда она еще была молода и обручилась со своим возлюбленным. Если бы у нее только возникла мысль спросить, то бутылочное горлышко, возможно, рассказало бы о том, что случилось с ее возлюбленным в море, и почему он так больше и не вернулся...

Садовник и семейство / The Gardener And The Family

Ларс - талантливый садовник, он всю свою жизнь ухаживал за семейным садом. Его дыни и клубника удостаивались похвалы со стороны царских особ и аристократов всей страны. Но его семья никак не могла увидеть в Ларсе гениального садовника и постоянно испытывала его терпение сарказмом и критикой…

Диск 6

Гадкий утенок / The Ugly Duckling

Утка обнаруживает странное яйцо в своей кладке. И вот из него вылупляется самый гадкий утенок. На птичьем дворе Гадкий Утенок быстро понимает, как тяжело быть не таким, как все остальные. Когда же насмешки и нападки стали совсем невыносимыми, Гадкий Утенок решает спасти свою жизнь бегством. Он оказывается лицом к лицу с тяжелыми испытаниями, но, в конце концов, познает, кто он есть на самом деле...

Истинная правда / It`s Quite True

Жизнь в курятнике идет своим чередом. Наседки чистят перышки, высиживают цыплят. Однажды молодая курочка Эмма, умываясь, выдернула случайно клювом перо, и в шутку заметила, что чем больше перьев она теряет, тем краше становится. Со временем и с помощью ее подруг-наседок эти ее слова разнеслись по всему скотному двору, да только так исказились, что и сама Эмма испугалась своей невинной шутки.

Суп из колбасной палочки / Sausage Peg Soup

В кухонном подвале мыши пировали на своем ежегодном банкете, угощаясь сухарями, старым беконом и скисшим молоком. Королева-Мать поставила Мышиному Королю ультиматум. Пришло время выбрать себе в жены одну из трех присутствующих принцесс. Подумав, он объявил, что женится на любой, кто принесет ему рецепт Супа из Колбасной Палочки. Кто-нибудь заметил, как он при этом подмигнул Кухонной Мышке?

Спутник / The Travelling Companion

Джон отправляется бродить по свету со своим богатством в двадцать пять серебряных монет и мечтой о прекрасной принцессе. В первую же ночь он отдает все свои деньги похитителям гроба, чтобы они оставили умершего покоиться с миром. Вскоре после этого он обнаруживает странного попутчика. Кто этот незнакомец? И что он знает о злом проклятии, которым околдована принцесса?

Диск 7

Снежная королева, часть 1 / The Snow Queen, Part 1

Герда и Кай были неразлучными друзьями с самых пеленок. Но однажды Каю в глаз и в сердце попадают осколки магического зеркала. После этого добрый Кай становится жестоким и черствым, и больше не желает знать Герду. А однажды и вовсе исчезает. Зима подходит к концу, а о Кае так ничего и не слышно. Тогда Герда отправляется в опасное путешествие, чтобы найти друга и вернуть его домой.

Снежная королева, часть 2 / The Snow Queen, Part 2

Потерявшись среди снегов, Герда погружается в опасное забытье. К счастью, пролетавшая мимо ворона спасает девочку и отводит ее во дворец принцессы. Принцесса помогает Герде продолжить поиски Кая. А тем временем Кай, сам того не подозревая, помогает Снежной королеве снять тяготеющее над ней ужасное проклятье. Но суждено ли двум сердцам увидеться вновь?

Снеговик / The Snowman

Однажды морозным зимним утром двое влюбленных лепят во дворе снеговика. Когда снеговик остается один, он замечает в окне напротив кухонную печь, красота и совершенство которой просто очаровывают беднягу. Снеговик уверен - если ему удастся дотронуться до печи, то он узнает, что такое настоящая любовь. Но выдержит ли он ее жар?

Диск 8

Дюймовочка / Thumbelina

Старая женщина очень хотела иметь детей. Фея сжалилась над ней, и подарила волшебное ячменное зернышко. Из зернышка вырос прекрасный цветок, и - о чудо! - в бутоне цветка оказалась прелестная маленькая девочка ростом едва больше дюйма. Женщина очень любила свое дитя. Но однажды девочку похищает жаба, ищущая невесту для своего сына. Так начинаются приключения Дюймовочки.

Соловей / The Nightingale

Император Китая узнает, что в его стране живет удивительная птица, обладающая редким по красоте голосом. Слуги императора отправляются на поиски птицы, и вскоре приносят во дворец соловья. Соловей оказывается невзрачной птичкой, но стоит ему только запеть, и залы дворца наполняются чудесной музыкой, от которой приходят в восторг и император, и придворные. Но однажды Император Японии присылает подарок - красивого механического соловья. И теперь все соглашаются, что механическая птица гораздо лучше настоящей.

Ганс чурбан / Jack The Fool

Кто только из дворян и королевских особ не пробовал свататься к молодой и красивой принцессе! Но всем отказывала она, находя женихов слишком скучными. Потянулся во дворец и простой люд - испытать удачу. Двое братьев-крестьян тоже решили отправиться к принцессе. Долго готовились - читали умные книги. Да на беду увязался за ними младший брат - дурень Ганс, решивший, что именно ему суждено жениться на принцессе.

Биография:

Детство:

Ханс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в Оденсе на датском острове Фюн. Отец Андерсена был бедным башмачником, мать Анна Мари Андерсдаттер была прачкой из бедной семьи, ей приходилось в детстве просить подаяние, она была похоронена на кладбище для бедных. В Дании существует легенда о королевском происхождении Андерсена, потому, что в ранней биографии Андерсен писал, что в детстве играл с принцем Фритсом, впоследствии — королём Фредериком VII, и у него не было друзей среди уличных мальчишек — только принц. Дружба Андерсена с принцем Фритсом, согласно фантазии Андерсена, продолжалась и во взрослом возрасте, до самой смерти последнего. После смерти Фритса, за исключением родственников, один лишь Андерсен был допущен к гробу покойного. Причиной этой фантазии явилялись рассказы отца мальчика, что он родственник короля. С детства будущий писатель проявлял склонность к мечтанию и сочинительству, часто устраивал импровизированные домашние спектакли, вызывавшие смех и издёвки детей. В 1816 г. отец Андерсена умер, и мальчику пришлось работать ради пропитания. Он был подмастерьем сперва у ткача, затем у портного. Потом Андерсен работал на сигаретной фабрике. Он был настолько несуразной внешности и поведения, что рабочие сигаретной фабрики спустили с него штаны, чтобы узнать, не прячется ли девочка под мальчишеской одеждой. В раннем детстве Ханс Христиан был замкнутым ребёнком с большими голубыми глазами, который сидел в углу и играл в свою любимую игру - кукольный театр. Это единственное своё занятие он сохранил и в юности.

Юность:

В возрасте 14 лет Андерсен поехал в Копенгаген, мать отпустила его, потому что, надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила причину, по которой он едет, покидая её и дом, юный Андерсен тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!» Он поехал с целью устроиться на работу в театр, мотивируя это своей любовью ко всему тому, что с ним связано. Он получил деньги из-за рекомендательного письма полковника, в семье которого он устраивал в детстве свои спектакли. В течение года жизни в Копенгагене он пытался попасть в театр. Сперва он пришел домой к известной певице и, от волнения заливаясь слезами, просил её устроить его в театр. Она, чтобы только отвязаться от назойлевого странного долговязого подростка обещала все устроить, но конечно не выполнила своего обещания. Гораздо позднее она скажет Андерсену, что просто приняла тогда его за сумашедшего.
Ханс Христиан был долговязым подростком с удлинёнными и тонкими конечностями, шеей и таким же длинным носом, он являлся квинтэссенцией Гадкого Утёнка. Но благодаря его приятному голосу и его просьбам, а также из жалости, Ханс Христиан, несмотря на неэффектную внешность, был принят в Королевский театр, где играл второстепенные роли. Его всё меньше и меньше задействовали, а затем началась возрастная ломка голоса и он был уволен. Андерсен тем временем написал пьесу в 5-ти актах и написал письмо королю, убедив дать деньги на её издание. В эту книгу входили также стихи. Ханс Христиан позаботился о рекламе и дал анонс в газете. Книга была напечатана, но никто её не покупал, она пошла на обёртку. Он не терял надежды и понёс свою книгу в театр, чтобы по пьесе был поставлен спектакль. Ему было отказано с формулировкой «ввиду полного отсутствия опыта у автора». Но ему предложили учиться из-за доброго к нему отношения, видя его желание.
Посочувствовавшие бедному и чувствительному мальчику люди ходотайствовали перед королем Дании Фредериком VI, который разрешил учиться в школе в городке Слагелсе, а затем в другой школе в Эльсиноре за счёт казны. Это означало, что больше не нужно будет думать о куске хлеба, о том, как прожить дальше. Ученики в школе были на 6 лет младше Андерсена. Он впоследствии вспоминал о годах учёбы в школе как о самой мрачной поре своей жизни, из-за того, что он подвергался строгой критике ректора учебного заведения и болезненно переживал по этому поводу до конца своих дней — он видел ректора в кошмарных снах. В 1827 году Андерсен завершил учёбу. До конца жизни он делал на письме множество грамматических ошибок — Андерсен так и не одолел грамоту.


Творчество:

В 1829 г. опубликованный Андерсеном фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера» принёс писателю известность. Мало что было написано до 1833 года, когда Андерсен получил от короля денежное пособие, позволившее ему осуществить первое в жизни заграничное путешествие.
Начиная с этого времени, Андерсен пишет большое количество литературных произведений, в том числе в 1835 году — прославившие его «Сказки».
В 1840-х годах Андерсен попытался вернуться на подмостки, но без особого успеха. В то же время он подтвердил свой талант, издав сборник «Книга с картинками без картинок». Слава его «Сказок» росла; 2-й выпуск «Сказок» был начат в 1838 году, а 3-й — в 1845.
К этому моменту он был уже знаменитым писателем, широко известным в Европе. В июне 1847 он впервые приехал в Англию и был удостоен триумфальной встречи.
Во второй половине 1840-х и в следующие годы Андерсен продолжал публиковать романы и пьесы, тщетно пытаясь прославиться как драматург и романист. В то же время он презирал свои сказки, принёсшие ему заслуженную славу. Тем не менее он продолжал писать всё новые и новые сказки. Последняя сказка написана Андерсеном в рождество 1872 года.
В 1872 году Андерсен упал с кровати, сильно расшибся и больше уже не оправился от травм, хотя прожил ещё три года. Он скончался 4 августа 1875 в Копенгагене.

История жизни в подробностях


Андерсен написал много стихов, пьес и романов, но для всего человечества он прежде всего, конечно же, великий сказочник. Он написал 156 сказок, которые были переведены на более чем 100 языков мира.

В молодости Андерсен работал на фабрике, где его часто смущали грязные анекдоты и сальные шутки рабочих в цехе. У него от природы было великолепное сопрано, и он часто любил петь прямо на фабрике до того дня, пока рабочие не стянули с него штаны, чтобы удостовериться, юноша он или девушка. Когда ему исполнилось 14 лет, Ханс отправился в Копенгаген в поисках лучшей доли. "

Андерсен был высоким, худощавым мужчиной с маленькими голубыми глазами и острым носом, который выделялся на его лице. Его руки и ноги были непропорционально длинными, и, когда он шел по улице, прохожие называли его "аистом" или "фонарным столбом". Андерсен часто страдал от депрессии, был очень ранимым и обидчивым. Он так боялся погибнуть от огня, что, когда путешествовал, всегда брал с собой веревку, надеясь спастись с ее помощью в случае пожара. Он также очень боялся, что его похоронят живым, и просил друзей, чтобы в любом случае ему разрезали одну из артерий перед тем, как его положат в гроб. Когда он болел, он часто оставлял на столике и кровати записку. В ней было написано: "Это только кажется, что я умер". Андерсен стал одним из самых известных писателей в мире и почетным гостем королевских дворов Европы. Последние годы жизни он провел в полном одиночестве в Копенгагене. Умер он от рака печени.

У Андерсена никогда не было сексуальных отношений ни с женщинами, ни с мужчинами, хотя у него и возникали, конечно же, обычные физические желания. В 1834 году в Неаполе он написал в дневнике: "Всепожирающие чувственные желания и внутренняя борьба... Я по-прежнему сохраняю невинность, но я весь в огне... Я наполовину больной. Счастлив тот, кто женат, и счастлив тот, кто хотя бы помолвлен".

Несмотря на все страдания, Андерсену так ни разу и не удалось оказать нужное впечатление на тех женщин, которых он выбирал в качестве партнера.

В жизни Андерсена было три значительных встречи с женщинами, но он так и не сумел вызвать ответное чувство ни в одной из них. Первой из этих женщин была Риборг Войгт, 24-летняя сестра его школьного друга. На Андерсена, который был на год младше Риборг, ее хорошенькое личико и непосредственность произвели неизгладимое впечатление. Если бы Андерсен был более настойчив и решителен, он смог бы овладеть ею, но, увы, таковым он не был. Когда Андерсен умер много лет спустя, у его нашли небольшую кожаную сумочку, в которой было письмо, полученное им когда-то от Риборг. Оно так и не было никем прочитано, так как, согласно указаниям Андерсена, письмо немедленно сожгли.

Следующей была 18-летняя Луиза Коллин. Сначала Андерсену нужно было от нее лишь сочувствие, чтобы прийти в себя после разрыва с Риборг. Постепенно он привык к ней и разглядел, что она необычайно красива. Он был опять влюблен, ей же он был безразличен. Чтобы остановить поток пламенных любовных писем Андерсена, Луиза сказала ему, что вся его корреспонденция, прежде чем попасть к ней, просматривается ее старшей замужней сестрой (такая практика в действительности существовала в те дни). Через некоторое время Луиза вышла замуж за молодого юриста.

Дженни Линд вошла в жизнь Андерсена в 1843 году. Эту высокую стройную блондинку с великолепной фигурой и огромными серыми глазами называли в Европе "шведский соловей". Она приехала в Копенгаген с концертами. Андерсен завалил ее поэмами и подарками. В 1846 году он приехал в Берлин, надеясь встретиться с ней на Рождество. Приглашения от нее, однако, не последовало, и Андерсен встретил праздник в гостиничном номере в полном одиночестве. Называла Дженни Андерсена только "брат" или "друг". Он был в полном отчаянии, когда Дженни вышла замуж в 1852 году.

У Андерсена сложились тесные дружеские отношения с тремя мужчинами: с Эдвардом Коллином (братом Луизы Коллин), с наследным герцогом Веймара (с которым он познакомился во время поездки в Германию в 1844 году) и с датским балетным танцовщиком Харальдом Шраффом. Его "любовные письма" особенно Коллину, который был абсолютно гетеросексуален, — могут даже навести на мысль, что Андерсен был скрытым гомосексуалистом. В действительности же Андерсен был просто безнадежно неудачливым в любовных делах эксцентриком, жаждавшим глубоких чувств, ласки и слов одобрения и восхищения. Мастурбация была тем единственным, что давало выход его сексуальной энергии, но из-за нее он постоянно носил в себе ощущение огромной вины. Во время своих поездок в Париж после 1860 года Андерсен иногда посещал публичные дома. Там он наслаждался вежливыми приятными беседами с обнаженными проститутками. Он был шокирован и необычайно возмущен, когда кто-то из знакомых в беседе лишь слегка намекнул ему, что в публичный дом он ходит, вероятно, не только для того, чтобы поговорить.

Совершенно невозможно поверить, что Андерсен был на самом деле.

Да, Оле-Лукойе мог бы сочинить все эти сказки, но просто человек — нет. Просто человек не знает, о чём думает штопальная игла, не слышит, о чём беседуют розовый куст и семейство серых воробьев, он не может разглядеть, какого цвета платье у принцессы эльфов, которую с некоторых пор зовут Дюймовочкой…

Ладно, пусть так, пусть это действительно сочинил какой-то необыкновенный человек по имени Андерсен, но тогда, значит, это было ужасно давно, бог знает когда и в каком-нибудь особенном месте, которое даже представить трудно, а сам Андерсен белокурый, как эльф… нет! как принц… И вдруг — фотография.

Ну, пусть бы хоть портрет акварелью или тоненький набросок пёрышком! Так нет же: фотография. Одна, другая, третья. И везде такое лицо… немножечко… немножечко смешное, нос такой длинный-длинный… Правда, волосы всё-таки вьются, но разве этот человек?.. Да.

Да-да, именно этот. И перестаньте, пожалуйста, разглядывать так беззастенчиво. Ханс Кристиан и так всю жизнь страдал оттого, что казался сам себе некрасивым. И если вы думаете, что сказки Андерсена родились на бархатных подушках, между кружевных манжет и золотых подсвечников, то вы глубоко ошибаетесь…

…В небольшой стране Дании есть маленький остров Фюн, а на нём город Оденсе, который может казаться маленьким или большим, смотря как считать. Теперь в одном небоскрёбе могут жить шесть тысяч человек, а в 1805 году шесть тысяч жили во всём городе Оденсе, и при этом он был столицей острова Фюн.

Отца Ханса Кристиана Андерсена звали Ханс Кристиан Андерсен, и он был сапожником. Сапожники бывают разные — бедные и богатые. Андерсен был бедным. Он вообще-то вовсе не хотел быть сапожником, он мечтал только о двух радостях — учиться и путешествовать. А так как ни то, ни другое не удалось, он без конца читал и перечитывал сыну сказки под названием "Тысяча и одна ночь" и водил его гулять в окрестности тихого города Оденсе, который, наверное, всё-таки был маленьким, если уже через несколько минут можно было выйти в поля.

Старший Ханс Кристиан Андерсен очень рано умер, но все-таки успел сделать ещё одно великое дело — сходить с сыном в театр, который, представьте себе, был в очень маленьком городе Оденсе. Вот тут-то всё и началось!

Вы думаете, великий сказочник Андерсен собирался стать сказочником или вообще писателем? Ничего подобного. Он хотел стать актёром и только актёром, он хотел петь на сцене, танцевать и декламировать стихи. Причём всё это у него неплохо получалось, и местная знать города Оденсе с любопытством смотрела на худого-худого, ужасно длинного и совсем некрасивого мальчишку, который так звонко пел, а стихи мог читать целыми часами. Теперь скажите, пожалуйста, в каком возрасте у человека должен проявиться характер, и когда, наконец, пора совершить первый решительный поступок?

Андерсен ушёл из дома, когда ему было четырнадцать лет. О, как плакала его мама! Она была прачкой, она знала, что вода в реке Оденсе очень холодная и зарабатывать на жизнь трудно. Она знала, как плохо быть бедным и как было бы хорошо, если бы сын выучился на портного и стал, наконец, зарабатывать… Он тоже плакал, но крепко держал в руке узелок с несколькими монетами и праздничным платьем. Она говорила: "Зачем?!" Он отвечал ей: "Чтобы стать знаменитым!" И ещё объяснял своей маме, что для этого нужно много-много пережить.

Если бы он только знал, как прав был тогда, в четырнадцать лет!.. Вам не кажется, что всё это очень похоже на сказку? Сейчас случится несколько приключений, потом герой всех победит, женится на принцессе…

Когда Ханс Кристиан Андерсен написал автобиографию, он так и назвал её — "Сказка моей жизни". Но, честно говоря, эта долгая история не слишком походила на сказочные приключения с весёлым концом.

…Когда актёра из него не получилось, Андерсен стал писать. Сначала стихи, пьесы и водевили, потом романы. Писал много, мучился ужасно, потому что сочинения его долго никому не нравились. Только в 1835 году Ханс Кристиан, уже тридцатилетний, ещё бедный и почти безвестный, написал, наконец, на листе бумаги: "Шёл солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку, он шёл домой с войны…"

Это была сказка "Огниво". И это было начало новой жизни не только для долговязого странного датчанина по фамилии Андерсен, но для всех людей, умеющих читать.

Оказалось, что сказки не надо сочинять. Их надо только разбудить. "У меня масса материала, — писал Андерсен, — иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый маленький цветок говорит: "Взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни!" И стоит мне так сделать, как у меня готов рассказ о любом из них".

Первый сборник, вышедший в 1835 году, назывался "Сказки, рассказанные детям". Потом появились "Новые сказки", "Истории" (на самом деле — тоже сказки), наконец — "Новые сказки и истории".

Они разбежались по свету почти мгновенно, их перевели на разные языки и на русский тоже. Андерсен знал об этом. Он даже получил в подарок свой собственный том на русском языке и ответил первым переводчикам весьма любезным письмом.

Вот видите: этот человек достиг своего! Он стал всемирно знаменит. Во всех европейских столицах готовы были без конца принимать и чествовать "великого сказочника", а родной город Оденсе объявил сына прачки своим почётным гражданином, и в тот день, когда состоялось это торжество, в городе гремел салют, все дети были освобождены от школьных занятий, а толпа восторженных жителей кричала на площади "ура"! Самые знаменитые люди того времени, писатели и поэты, стали друзьями или хотя бы знакомыми Андерсена. Он объехал весь свет и повидал то, о чём когда-то мечтал его отец… Так в чём же дело?!

Один исследователь написал так: "Вероятно, Андерсену было очень странно жить среди обыкновенных людей…" Вот это правда. Странно, немножечко страшно, ещё немножечко обидно и, в конце концов, — одиноко.

Он умер в доме друзей… Конечно, хорошо, что друзей, но ведь всё-таки не у себя дома. Им восхищались, с ним были вежливы, но один из самых близких приятелей отказался говорить Хансу Кристиану "ты", потому что приятель был аристократ, а фамилия Андерсена кончалась на "сен" — как фамилии всех простолюдинов в Дании. Что же касается принцессы… Он влюблялся и не единожды, но все "принцессы" восторгались его произведениями, предлагали дружеское участие — и только. Мама умерла, когда он был в далёком путешествии. А в день смерти самого Андерсена в Дании был объявлен национальный траур.

Но грустить не надо. Помните, как кончается сказка про лён? Вот он уже стал бумагой, а бумагу бросили в горящую печь, и бумага превратилась в мёртвую золу, вокруг прыгают беззаботные дети и поют песенку, а над золой, над головами детей поднимаются вверх "незримые крошечные существа", и поднимаются они с такими словами: "Песенка никогда не кончается, вот что самое чудесное! Я это знаю и потому счастливее всех!"

Из произведений Андерсена, вышедших во вторую половину его жизни [1845-1875], следует отметить, кроме сказок, поэму "Агасфер" [1848], романы - "Две баронессы" [1849] и "Быть или не быть" [1853]; в 1846 он начинает писать свою художественную автобиографию "Сказка моей жизни", которую доводит до конца в 1875, последнем году своей жизни.

Жизнь Андерсена явно отразилась в его произведениях, герои которых почти всегда - представители бедных слоев, благородные сердцем, талантливые, но страдающие от презрения сильных мира сего ("Импровизатор", "Это только скрипач", "Петька-счастливец").

Из всего, что писал Андерсен, безусловно наиболее слабы его драмы, наиболее значительны сказки. Сюжеты для сказок Андерсен брал из народных саг, древних поэтических произведений, рассказов, слышанных в детстве, главное - из обыденной действительности. Обилие описаний природы отличает сказки Андерсена от народных, причем в этих описаниях высокая художественность сочетается с географической точностью. Часто сказки Андерсена совершенно лишены волшебства, внешне реалистичны, их "сказочность" только во внутренних качествах героев. Большинство сказок проникнуто мягким юмором, сердечной добротой. По форме истинно детские, сказки Андерсена настолько серьезны по содержанию, что вполне доступны только взрослым.

Необыкновенно живой язык сказок, - язык Андерсена-импровизатора, рассказчика, которым равно заслушивались и в кругу детей и в кругу взрослых, основан:

1. на синтаксических особенностях, за которые косная датская критика так долго травила Андерсена,
2. на обилии звукоподражаний и на необыкновенной динамичности описаний.

Последние особенности и делают его сказки столь любимыми в детской среде. Эстетическое любование стариной и чисто человеческая жалость ко всему отживающему, свойственные Андерсену, никогда не соединяются у него, как у некоторых немецких романтиков, с идеологическим преклонением перед прошлым. Сын сапожника, поэт из народа, испробовавший на себе все тернии классового общества, он никогда не упускает случая подчеркнуть свою симпатию к угнетенным, свою веру в будущее. Но Андерсен не возвысился до понимания социальных проблем своего времени. Его идеология христиански филантропична. Его мировоззрение проникнуто наивным морализмом. Добрые чувства, сила нравственного совершенствования человека - для Андерсена залог лучшей жизни.

1819 – решив стать актером, Андерсен оставляет родной дом и уезжает в Копенгаген, где определяется учеником-танцовщиком в королевский балет. Стать актёром ему не удаётся, но его литературные опыты привлекают внимание дирекции театра. Он получает стипендию и право бесплатного обучения в латинской школе.

1826 – Андерсен публикует несколько стихотворений ("Умирающее дитя" и др.).

1828 – поступает в университет и выпускает свою первую книгу "Путешествие пешком от Гальменского канала до острова Амагера" и пьесу "Любовь на Николаевой башне". Имя Андерсена скоро становится известным, однако и датское общество и датская критика неустанно и долго еще после того, как он получил общее признание за границей, третируют его за происхождение, за внешность, за чудачества поэта, которые приписываются тщеславию, за ошибки в правописании и новаторство в стиле, которое квалифицируется как безграмотность.

1829 – Андерсен начинает жить исключительно на литературные заработки, из-за чего терпит жестокую нужду.

1833 – Андерсен получает Королевскую стипендию, позволившую ему совершить первое большое путешествие по Европе, за которым последовало еще несколько. В начале путешествия он пишет поэму "Агнета и моряк" на сюжет датской народной песни; в Швейцарии – сказку-повесть "Ледяница"; в Риме, который он особенно любил, где родилась его дружба с знаменитым скульптором Торвальдсеном, начинает свой первый роман "Импровизатор", доставивший ему европейскую известность. В "Импровизаторе" изображены природа Италии и жизнь римской бедноты.

1834 – Андерсен возвращается на родину.

1835-1837 – Андерсен издаёт три сборника – "Сказки, рассказанные для детей" (Eventyr, fortalte for born), куда входят сказки "Огниво", "Принцесса на горошине", "Русалочка", "Новое платье короля" и др. Сказки вызывают разноречивые отклики в датской критике, которая не смогла понять новаторства Андерсена, преобразовавшего жанр литературной сказки, пользовавшийся большой популярностью в эпоху романтизма. Автору указывали, что его произведения слишком легковесны для взрослых и недостаточно назидательны, чтобы послужить воспитанию детей.

1837 – выходит роман "Только скрипач" (Kun en spillemand).

Постепенно сказки начинают занимать основное место в творчестве Андерсена. Вторая половина 30-х и 40-е гг. – период творческого расцвета Андерсена. К этому времени относятся известные сказки "Стойкий оловянный солдатик" (1838), "Соловей" (1843), "Гадкий утёнок" (1843), "Снежная королева" (1844), "Девочка со спичками" (1845), "Тень" (1847), "Мать" (1848) и др., а также "Книга картин без картин" (1840), где Андерсен выступает как мастер новеллы-миниатюры. Писатель называет свои сборники "Новые сказки" и подчёркивает, что они адресованы не только детям, но и взрослым.

В сборниках 40-х гг. под общим названием "Сказки" объединяются произведения разных жанров. Собственно сказка, построенная на действии волшебных сил, здесь отсутствует, но органическая связь с фольклором очевидна, хотя она выражена не в прямом использовании сюжета, а в наличии присущих народной сказке моральных критериев, отдельных мотивов и образов, вплетённых в современный сюжет ("Свинопас", 1841, "Холм эльфов", 1845). Значительное место занимают здесь сказки, близкие к басням ("Штопальная игла", "Жених и невеста", "Воротничок" и др.). Некоторые сказки являются по существу новеллами ("Старый дом", "Девочка со спичками").

1846 – Андерсен начинает писать свою художественную автобиографию «Сказка моей жизни» (Mit livs eventyr), которую доводит до конца в 1875г., последнем году своей жизни.

1848 – выходит поэма "Агасфер".

1849 – опубликован роман "Две баронессы".

1853 – выходит роман "Быть или не быть".

1 августа 1875 – Андерсен умер в Копенгагене. Родина почтила память Андерсена, установив на набережной Копенгагена статую героини его сказки "Русалочки", ставшую символом города.

Андерсену принадлежат романы, пьесы, книги путевых заметок, стихотворения, однако в литературе он остался, прежде всего, как автор сказок и историй, составивших 24 сборника, изданных в 1835-1872. Константин Паустовский как-то заметил, что очень трудно в сложной биографии Андерсена отыскать тот момент, когда он начал писать сказки. Достоверно известно одно: это было уже в зрелом возрасте. Андерсен приобрел славу поэта, которого знали и в народе: под его колыбельные засыпали дети, и путешественника - вышло несколько книг о его путешествиях по Швеции (1855) и Италии (1842).

Италию он особенно любил. Его книгой "Путевые тени" (1831г) - о впечатлениях в странствиях по белому свету вообще зачитывалось не одно поколение европейцев! На театральной сцене с успехом шли его пьесы: "Мулат", "Первенец", "Грезы короля", "Дороже жемчуга и злата". Правда, смотрел он их с мест в театральном зале, что предназначены были для простого народа и отделялись от роскошных кресел аристократической публики железной полосой! Вот так-то!

Уже первые сказки Андерсена принесли ему славу Величайшего Поэта. Маленькие выпуски - брошюры сказок зачитывались до дыр, издания с картинками раскупались в пять минут, стихи и песенки из этих сказок заучивались детьми наизусть. А критики смеялись!

Андерсен с горечью писал об этом своему английскому другу Чарльзу Диккенсу, говоря, что "Дания - такая же гниль, как гнилые острова на которых она выросла!" Но минуты отчаянья быстро проходили, особенно в обществе детей, которые очень любили худенького, высокого, остроносого господина в черном сюртуке с неизменным цветком в петлице и большим носовым платком в руках. Он был, может быть, не очень-то и красив, но каким живым огнем загорались его огромные голубые глаза, когда он начинал рассказывать детям свои необыкновенные истории!

О самых серьезных вещах в сказке он умел рассказать простым и ясным языком. А. Ганзен, непревзойденный переводчик Андерсена с датского на русский, писал: "Воображение у него - совсем детское. Потому его картины так легки и доступны. Это волшебный фонарь поэзии. Все, чего бы он не коснулся, оживает перед его глазами. Дети любят играть разными обломками деревяшек, лоскутками материи, черепками, кусочками камней... У Андерсена то же самое: заборный кол, две грязные тряпки, заржавелая штопальная игла... Картины Андерсена так обаятельны, что часто производят впечатление волшебных сновидений. Не только окружающие его предметы - например, цветы, трава, но и даже стихии природы, чувства и отвлеченные понятия принимают живые образы, превращаются в людей..." (Цитируется по: Брокгауз и Ефрон. Биографии. Т. 1. Андерсен.)

Воображение у Андерсена было настолько сильным и необычным, что иногда его с недоумением называли колдуном и ясновидцем: посмотрев раза два на человека он мог многое рассказать о нем, будучи с ним совершенно незнаком. Многие читали эпизод из биографии сказочника (в переложении К.Г. Паустовского) о его ночном путешествии с тремя девушками, каждой из которых он предсказал судьбу. Самое странное то, что все его предсказания имели реальную почву и сбылись! Девушек этих он прежде никогда не видел. А они были потрясены встречей с Андерсеном и на всю жизнь сохранили о нем самые благоговейные воспоминания!

За столь божественный дар творения и воображения Андерсен заплатил немалую цену. Он умер в полном одиночестве на своей вилле Ролигхед 4 августа 1875 года, после долгой болезни, начавшейся еще в 1872 году. В литературоведческих источниках глухо упоминается о его несчастной любви к знаменитой датской певице и актрисе "ослепительной" Иени Линд. Когда начался этот красивый и поэтический роман - неизвестно. Закончился он разрывом. Андерсен посчитал, что его призвание важнее и сильнее семейных уз. А может быть, так посчитала Иени... никто не узнает теперь...

P.S. Еще при жизни довелось Андерсену увидеть свой собственный памятник и иллюминацию в Оденсе, предсказанную гадалкой в далеком 1819 году его матери. Он улыбался, глядя на себя, скульптурного. Маленький оловянный солдатик, подаренный бедным мальчиком и лепестки той розы, что протянула голубоглазая девчушка, когда он гулял по улице были ему дороже всех наград и памятников. И солдатик и лепестки бережно хранились в шкатулке. Он часто перебирал их пальцами, вдыхал увядший, тонкий аромат и вспоминал слова поэта Ингемана, сказанные ему еще в юности: "Вы обладаете драгоценной способностью находить и видеть жемчуг в любой сточной канаве! Смотрите, не утратьте этой способности. В этом Ваше предназначение, быть может".

В ящике его письменного стола друзьями были найдены листки с текстом новой сказки, начатой за несколько дней до смерти и почти законченной. Перо его было столь же летучим и быстрым, как и фантазия!

Скриншоты

Диск 1

[center]

Дикие лебеди / The Wild Swans


Навозный жук / The Beetle


Прыгун / The Jumper


Огниво / The Tinderbox
[/center]

Диск 2

[center]

Русалочка / The Little Mermaid


Что муж не сделает, то и хорошо / What The Old Man Does Is Right


Оле - Лукойе / Ollie Shuteye


Сундук-самолет / The Flying Trunk

[/center]

Диск 3

[center]


Стойкий оловянный солдатик / The Hardy Tin Soldier


Цветы малышки Иды / Little Ida`s Flowers


Золотое сокровище / The Golden Treasure


Профессор и блоха / The Professor And The Flea
[/center]

Диск 4

[center]

Принцесса на горошине / The Princess And The Pea


Елка / The Fir Tree


Свинопас / The Swineherd


Калоши счастья / The Galoshes Of Fortune
[/center]

Диск 5

[center]

Новое платье короля / The Emperor`s New Clothes


Жених и невеста / The Lovers


Старый уличный фонарь / The Old Street Lamp


Бутылочное горлышко / The Bottleneck


Садовник и семейство / The Gardener And The Family
[/center]

Диск 6

[center]

Гадкий утенок / The Ugly Duckling


Истинная правда / It`s Quite True


Суп из колбасной палочки / Sausage Peg Soup


Спутник / The Travelling Companion
[/center]

Диск 7

[center]

Снежная королева, часть 1 / The Snow Queen, Part 1
Видео / Мультфильмы / Мультфильмы (DVD)
СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО  [29.7 GB]