23
апр
2007

Немецкая лютневая музыка 18 столетия (1978)

Страна: Belgium/France
Год выпуска: 1978
Жанр: Классическая музыка
Продолжительность: 58:48
Формат: Windows Media
Битрейт аудио: 659-743 Kbps
Трэклист:

Johann Sebastian Bach - Adagio (BWV 1001) 4:08

Johann Sebastian Bach - Fuge (BWV 1000) 6:44

Johann Sebastian Bach - Suite in c minor (Prelude) 3:12

Johann Sebastian Bach - Suite in c minor (Fuga) 8:32

Johann Sebastian Bach - Suite in c minor (Sarabande) 5:00

Johann Sebastian Bach - Suite in c minor (Gigue) 3:08

Sylvius Leopold Weiss - Tombeau sur la mort de Mr. Cajetan, Baron d Hartig 4:30

Sylvius Leopold Weiss - Suite in d minor (Prelude) 2:01

Sylvius Leopold Weiss - Suite in d minor (Un poco andante) 4:11

Sylvius Leopold Weiss - Suite in d minor (La Badinage) 3:56

Sylvius Leopold Weiss - Suite in d minor (Le Sicilien) 4:58

Sylvius Leopold Weiss - Suite in d minor (Gavotte) 2:17

Sylvius Leopold Weiss - Suite in d minor (Menuet) 2:05

Sylvius Leopold Weiss - Suite in d minor (Gigue) 3:03

-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Konrad Junghänel, Lute (Nico van der Waals, 1976)

Дополнительная информация:

БАХ (Bach) Иоганн Себастьян (31 (21) марта 1685, Эйзенах — 28 июля 1750, Лейпциг), немецкий композитор, органист, клавесинист. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры. Обобщил достижения музыкального искусства переходного периода от барокко к классицизму. Непревзойденный мастер полифонии. «Хорошо темперированный клавир» (1722-44), Месса си-минор (ок. 1747-49), «Страсти по Иоанну» (1724), «Страсти по Матфею» (1727 или 1729), св. 200 духовных и светских кантат, инструментальные концерты, многочисленные сочинения для органа и др.

* * *

Род, семья, детские и отроческие годы

Бах принадлежал к разветвленному немецкому роду, подавляющее большинство представителей которого на протяжении трех столетий были профессиональными музыкантами, служившими в разных городах Германии. Начальное музыкальное образование получил под руководством отца (игра на скрипке и клавесине). После смерти отца (1695, мать Иоганн Себастьян Баха умерла ранее) был взят в семью старшего брата Иоганна Кристофа, служившего церковным органистом при Санкт-Михаэлис-кирхе в Ордруфе. В 1700-1703 гг. учился в школе церковных певчих в Люнебурге. Во время учебы посетил Гамбург, Целле и Любек для знакомства с творчеством знаменитых музыкантов своего времени, новой французской музыкой. К этим же годам относятся и первые композиторские опыты Баха — произведения для органа и клавира.

Годы странствий (1703-1708)

После окончания учебы Бах был занят поиском работы, обеспечивающей хлебом насущным и оставляющей время для творчества. С 1703 по 1708 он служит в Веймаре, Арнштадте, Мюльхаузене. В 1707 женится на своей кузине Марии Барбаре Бах. Его творческие интересы были сосредоточены тогда, главным образом, на музыке для органа и клавира. Известнейшее сочинение той поры — «Каприччо на отъезд возлюбленного брата» (1704).

Веймарский период (1708-1717)

Получив в 1708 место придворного музыканта у герцога Веймарского, Бах обосновывается в Веймаре, где проводит 9 лет. Эти годы стали временем интенсивного творчества, в котором основное место принадлежало сочинениям для органа, в их числе многочисленные хоральные прелюдии, органная токката и фуга ре-минор, пассакалья до-минор. Композитор писал музыку дли клавира, духовные кантаты (более 20). Используя традиционные формы, он доводил их до высочайшего совершенства.

В Веймаре у Баха родились сыновья, будущие известные композиторы Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил.

Служба в Кетене (1717-1723)

В 1717 Бах принял приглашение на службу герцога Анхальт-Кетенского Леопольда. Жизнь в Кетене поначалу была счастливейшим временем в жизни композитора: князь, просвещенный для своего времени человек и неплохой музыкант, ценил Баха и не мешал его творчеству, приглашал его в свои поездки. В Кетене были написаны три сонаты и три партиты для скрипки соло, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, шесть Бранденбургских концертов для оркестра. Особый интерес представляет сборник «Хорошо темперированный клавир» — 24 прелюдии и фуги, написанные во всех тональностях и на практике доказывающие преимущества темпериро-ванного музыкального строя, вокруг утверждения которого шли горячие споры. Впоследствии Бах создал второй том «Хорошо темперированного клавира», также состоящего из 24 прелюдий и фуг во всех тональностях.

Но безоблачный период жизни Баха оборвался в 1720: умирает его жена, оставляя четырех малолетних детей.

В 1721 Бах женится второй раз на Анне Магдалене Вилькен. В 1723 состоялось исполнение его «Страстей по Иоанну» в церкви св. Фомы в Лейпциге, и вскоре Бах получил должность кантора этой церкви с одновременным исполнением обязанностей учителя школы при церкви (латынь и пение).

В Лейпциге (1723-1750)

Бах становится «музыкальным директором» всех церквей города, следя за личным составом музыкантов и певцов, наблюдая за их обучением, назначая необходимые к исполнению произведения и выполняя многое другое. Не умея хитрить и манкировать и не будучи в состоянии исполнять все добросовестно, композитор неоднократно попадал в конфликтные ситуации, омрачавшие его жизнь и отвлекавшие от творчества. Художник достиг к тому времени вершин мастерства и создавал великолепные образцы в разных жанрах. В первую очередь, это духовная музыка: кантаты (сохранилось около двухсот), «Магнификат» (1723), мессы (в том числе бессмертная «Высокая месса» си-минор, 1733), «Страсти по Матфею» (1729), десятки светских кантат (среди них — комические «Кофейная» и «Крестьянская»), произведения для органа, оркестра, клавесина (среди последних необходимо выделить цикл «Ария с 30 вариациями», так называемые «Гольдберг-вариации», 1742). В 1747 Бах создал цикл пьес «Музыкальные приношения», посвященный прусскому королю Фридриху II. Последней работой стало произведение под названием «Искусство фуги» (1749-1750) — 14 фуг и 4 канона на одну тему.

Судьба творческого наследия

В конце 1740-х годов здоровье Баха ухудшилось, особенно беспокоила резкая потеря зрения. Две неудачные операции по удалению катаракты привели к полной слепоте. Дней за десять до смерти Бах неожиданно прозрел, но затем с ним случился удар, сведший его в могилу.

Торжественные похороны вызвали огромное стечение народа из разных мест. Композитора похоронили вблизи церкви св. Фомы, в которой он прослужил 27 лет. Однако позже по территории кладбища проложили дорогу, могила затерялась. Лишь в 1894 останки Баха случайно были найдены во время строительных работ, тогда и состоялось перезахоронение.

Сложной оказалась и судьба его наследия. При жизни Бах пользовался известностью. Однако после смерти композитора имя и музыка его стали предаваться забвению. Подлинный интерес к его творчеству возник лишь в 1820-е годы, начало чему положило исполнение в 1829 году в Берлине «Страстей по Матфею» (организованное Ф. Мендельсоном-Бартольди). В 1850 году было создано «Баховское общество», стремившееся выявить и опубликовать все рукописи композитора (за полвека было издано 46 томов).

Бах — крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры. Его творчество представляет собой одну из вершин философской мысли в музыке. Свободно скрещивая черты не только разных жанров, но и национальных школ, Бах создал бессмертные шедевры, стоящие над временем. Будучи последним (наряду с Г. Ф. Генделем) великим композитором эпохи барокко, Бах вместе с тем пролагал пути музыке нового времени.

Среди продолжателей исканий Баха — его сыновья. Всего у него было 20 детей: семеро от первой жены – Марии Барбары Бах (1684 - 1720), и 13 от второй - Анны Магдалены Вилькен (1701 - 1760), только девять из них пережили отца. Четверо сыновей стали композиторами. Кроме упомянутых выше — Иоганн Кристиан (1735-1782), Иоганн Кристоф (1732-1795).

Литература:

Швейцер А. И. С. Бах. М., 1964.
Хаммершлаг Я. Если бы Бах вел дневник. Будапешт, 1965.
Морозов С. Бах. М., 1984. // Сер. Жизнь замечательных людей.

По поводу некоторых лютневых произведений И.С. Баха до сих пор идут споры: написаны они для лютни или для лютни-чембало (клавесина с жильными струнами), и принадлежат ли они действительно Баху. В примечаниях к изданию "И.С. Бах. Избранные произведения для клавира" (Музыка, 1978) в составлении и под редакцией Н. Копчевского, последнему принадлежит следующий комментарий, касающийся произведений Баха для лютни:

Произведения для лютни или клавира

И. С. Баху принадлежит ряд произведений для лютни — три сюиты, цикл "Прелюдия, фуга и Allegro", а также мелкие пьесы, в том числе известная маленькая прелюдия c-moll BWV 999. Эти произведения записаны большей частью в клавирной нотации. Сюита c-moll BWV 997 и фуга g-moll BWV 1000 существуют также в виде лютневой табулатуры, которую изготовил для И. С. Баха его знакомый, лейпцигский юрист и лютнист И.К. Вейраух.

Сюита c-moll BWV 997. Сохранилась в виде нескольких копий. Время создания — скорее всего лейпцигский период (обращает на себя внимание тематическое сходство Сарабанды с заключительным хором "Страстей по Матфею"). Первоначально была предназначена для лютни, позднее — также и для нового инструмента (прожившего короткую жизнь) — "лютневого чембало". (И.С. Бах принимал участие в его создании). Верхняя строчка была записана в скрипичном ключе октавой выше реального звучания; эта запись не была правильно понята и породила различные догадки относительно того, для какого инструмента сюита предназначена.

Сюита a-moll BWV 996. Сюита дошла до нас в трёх различных копиях, две из них в e-moll, третья — в a-moll. Не установлено, какая из версий — лютневая или клавирная — была первоначальной.

Прелюдия, фуга и Allegro Es-dur BWV 998. Сохранился автограф (принадлежавший Ф. Э. Баху) озаглавленный "Прелюдия для лютни или чембало И. С. Баха". Г. Келлер считает, что, хотя рукопись бесспорно изготовлена самим И. С. Бахом (по-видимому, в последнее десятилетие жизни), но этот цикл по своему характеру в корне отличается от других баховских произведений. "Мог ли Бах написать столь нежную, чувствительную и беспроблемную музыку?" — спрашивает Келлер. Не отрицая высоких художественных достоинств произведения, он всё же высказывает предположение, что цикл не принадлежит И. С. Баху, а просто был откуда-то им переписан. С этим трудно согласиться — ведь хорошо известно, насколько широк был диапазон творчества Баха и как чутко умел композитор откликаться на веяния эпохи (например, в Трехголосом ричеркаре из "Музыкального приношения").

В то же время в комментариях к венгерскому изданию — "J.S. Bach Laute Works" (Misica, Budapest, 1980) — его редактор, венгерский гитарист Gergely Sarkosy, склоняется к выводу, что особенности фактуры рассматриваемых сочинений свидетельствуют о том, что произведения предназначались в первую очередь для клавира:

Необходимо заметить, что вся сюита e-moll (BWV 996), так же как и последняя часть сюиты d-moll (BWV 997, оригинал: c-moll) были написаны для так называемого "лютневого клавесина", представлявшего из себя клавесин с жильными струнами, т.е. являвшегося клавишным инструментом; поэтому и структура этих произведений никак не указывает на их связь или предназначение для лютни. В случае с сюитой Е-dur (BWV 1006a) музыковедоведение не пришло к единому мнению о том, для какого инструмента Бах предназначал свое сочинение. Однако исполнение трели звучащей в Gavotte en Rondeau из BWV 1006a на протяжении тактов 82 - 83 - 84 - 85 требует от инструмента предельно широких технических возможностей, что вряд ли свидетельствует в пользу лютневой версии.

Возникновение аргументов против "лютневой версии" вполне может быть связано с тем, что Бах действительно лучше знал клавир, чем лютню, поэтому принял участие в создании нового инструмента: клавесина-лютни, сочетаю-щего в себе красоту лютневого звучания и преимущества клавиатуры. В то же время существование табулатур для лютни, сделанных для Баха Вейраухом не оставляет сомнений в намерениях Баха относительно лютневого исполнения его сочинений, и к тому же, Бах был близко знаком с виднейшими лютнистами своего времени Вайсом и Кропфгансом, которые бывали у него дома как раз в период написания сюиты BWV 1006, а также, очень вероятно, и с Адамом Фалькенхагеном.

(Материалы предоставлены О.А. Поповым, г. Брянск)

Sylvius Leopold Weiss 1684 (1686) -1750 гг., знаменитый немецкий лютнист, композитор. Родился 12 октября 1684 года в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), столице Силезии, умер 16 октября 1750 года в возрасте 66 лет. Принадлежит к тем композиторам, о которых можно найти лишь краткие сведения в музыкальных словарях, но которые, тем не менее, вошли в историю музыки благодаря одному из своих произведений - для Вейса это Фантазия и Реквием на смерть графа де Ложи. Известность этим пьесам принесла концертная деятельность Андреса Сеговии. С.Л. Вейс, лютнист начала XVIII века, писал камерную и церковную музыку. С 1718 года он находился на службе при Дрезденском дворе, ещё раньше исполнял обязанности придворного музыканта в Кассене и Риме. Вейс был великолепным импровизатором, по всей вероятности, вдохновившем И.С. Баха, с которым он был знаком, на написание четырёх сюит для лютни. В Трибанском музее хранятся некоторые произведения Вейса: Концерт для лютни и флейты, различные сюиты, одна прелюдия и Реквием на смерть барона д`Артига (1719), а так же другой Реквием, посвящённый графу де Ложи (1721). Около пятидесяти сонат и сюита для лютни (обработанная для клавира Теофилом Мюффатом) находятся в Берлинской библиотеке.
Музыка / Lossless / Классическая и Instrumental
СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО  [287.0 MB]