23
окт
2013
окт
2013
История русской философии (2 тома из 2) (2005)
Формат: аудиокнига, MP3, 96 Кбит/с
Автор: Василий Зеньковский
Год выпуска: 2005
Жанр: философия
Издательство: МедиаКнига
Исполнитель: Михаил Поздняков
Продолжительность: 55:50:22
Описание: Главный труд Василия Зеньковского — «История русской философии», основой которого стали его лекции в Свято-Сергиевском богословском институте; эта работа посвящена русской мысли XVIII—XX веков. На сегодняшний день это - наиболее авторитетный, систематический и разносторонний труд в ряду исследований русской философии. Философское учение Зеньковского включало метафизику, гносеологию и антропологию, причём он всегда стремился следовать христианской традиции понимания мира и человека. Считал, что христианская философия должна иметь особую тему, отличающую её от догматики: Догматика есть философия веры, а христианская философия есть философия, вытекающая из веры. Познание мира и человека, систематическая сводка основных принципов бытия не даны в нашей вере, они должны быть построяемы в свободном творческом нашем труде, но в свете Христовом.
Автор: Василий Зеньковский
Год выпуска: 2005
Жанр: философия
Издательство: МедиаКнига
Исполнитель: Михаил Поздняков
Продолжительность: 55:50:22
Описание: Главный труд Василия Зеньковского — «История русской философии», основой которого стали его лекции в Свято-Сергиевском богословском институте; эта работа посвящена русской мысли XVIII—XX веков. На сегодняшний день это - наиболее авторитетный, систематический и разносторонний труд в ряду исследований русской философии. Философское учение Зеньковского включало метафизику, гносеологию и антропологию, причём он всегда стремился следовать христианской традиции понимания мира и человека. Считал, что христианская философия должна иметь особую тему, отличающую её от догматики: Догматика есть философия веры, а христианская философия есть философия, вытекающая из веры. Познание мира и человека, систематическая сводка основных принципов бытия не даны в нашей вере, они должны быть построяемы в свободном творческом нашем труде, но в свете Христовом.
Об авторе
http://i58.fastpic.ru/big/2013/1023/9b/c77b2195673babc69c3316e1e4f6ad9b.jpg
Протоирей, профессор психологии Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962) - историк русской филисофии, работы которого были широкого известны и уважаемы в кругах русского зарубежья. Книга о Гоголе стала предпоследней его работой.
Василий Васильевич Зеньковский (4 июля (17 июля) 1881, Проскуров (ныне Хмельницкий) Подольской губернии — 5 августа 1962, Париж) — протопресвитер в юрисдикции Константинопольского патриархата. Философ, богослов, педагог.
Внук кавалерийского офицера, после выхода в отставку ставшего священником. Сын педагога, директора гимназии, церковного старосты. Окончил гимназию в Киеве. Четыре года учился на физико-математическом факультете, окончил историко-филологический факультет Киевского университета (1909), был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1913—1914 находился в научной командировке в Германии и Италии. Магистр философии (1915; тема диссертации: «Проблема психической причинности»). Доктор церковных наук (1948; за труд «История русской философии»).
В гимназические годы утратил веру в Бога под воздействием трудов Дмитрия Писарева, но, познакомившись с работами Владимира Соловьёва, снова стал верующим человеком. Уже в зрелые годы значительное влияние на его взгляды оказало знакомство с профессором, будущим протоиереем Сергеем Булгаковым, который, в частности, заинтересовал его творчеством Николая Гоголя как православного писателя (в «Истории русской философии» Зеньковский называл Гоголя «пророком православной культуры»).
В 1908 — один из учредителей и заместитель председателя, в 1911 — председатель Киевского религиозно-философского общества. В 1910—1911 читал курсы по философии и психологии на Высших женских курсах. Был директором киевского Института дошкольного воспитания и, с 1910, председателем киевского Общества по изучению религии и философии. С 1916 — экстраординарный профессор Киевского университета по кафедре психологии. В мае-октябре 1918 был министром исповеданий в правительстве гетмана Украины Павла Скоропадского.
В 1920 эмигрировал в Королевство сербов, хорватов и словенцев, в 1920—1923 — профессор философского и богословского факультетов Белградского университета, с 1921 был членом белградского кружка преподобного Серафима. В 1923—1926 — профессор экспериментальной и детской психологии в Высшем педагогическом институте в Праге, был директором этого института. В 1923 на Общеэмигрантском педагогическом съезде был избран председателем Педагогического бюро по зарубежным русским школьным делам. В то же году участвовал в первом съезде Русского социального христианского движения (РСХД) в Пшерове, на котором был избран председателем РСХД. Являлся членом братства святой Софии. В 1926—1927 находился в США, где изучал проблемы религиозного образования.
В 1927—1962 — профессор по кафедре философии, истории русской философии, психологии и апологетики Свято-Сергиевского богословского института в Париже, в 1944—1948 и 1949—1962 — декан этого института. Находился в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского). В 1933—1938 — староста Введенской церкви в Париже. Основал Религиозно-педагогический кабинет в Париже. В 1939—1940, в начале Второй мировой войны, находился в заключении без суда, следствия и обвинения во французской тюрьме, а затем в лагере. Затем ему было разрешено вернуться в Париж; переживания в период заключения способствовали принятию им сана священника.
С 22 марта 1942 — иерей. В марте 1942 — феврале 1943 и в июле 1943 — августе 1962 — помощник настоятеля Введенской церкви в Париже, в феврале-августе 1943 — заместитель настоятеля Покровской церкви в Париже. С 7 января 1944 — протоиерей. В 1946, во время разделения паствы скончавшегося митрополита Евлогия на «промосковскую» и «проконстантинопольскую», выбрал юрисдикцию Константинопольского патриархата. Основатель Высших женских богословских курсов при Свято-Сергиевском богословском институте. В 1949—1952 — благочинный приходов Парижского округа. С 7 января 1955 — протопресвитер. С 1936 — член епархиального совета, в 1953—1958 — его председатель. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Философия
Основной труд Василия Зеньковского — «История русской философии», основой которого стали его лекции в Свято-Сергиевском богословском институте; эта работа посвящена русской мысли XVIII—XX веков. Считал, что русская философия является уникальным национальным опытом создания христианской философии. Обращал внимание на непрерывность русской философской традиции, сохраняющей, несмотря на несхожесть форм, своеобразное единство на всех этапах её развития. Значительное внимание уделял теме влияния западной мысли на русскую философию. Полагал, что, приобщаясь к философской культуре Запада, русские люди как бы сокращали для себя путь собственного восхождения на высоты философской мысли и быстро входили в сложную философскую проблематику своего времени. В этом отношении достойно удивления то, с какой быстротой оказывались на высоте современности, например, русские учёные (Ломоносов в середине XVIII в., Лобачевский в первой трети XIX в. и многие другие). В то же время, по мнению Зеньковского, в философии собственное творчество было всё же очень стеснено в России именно тем, что находили русские люди на Западе. Целые поколения попадали в плен Западу, в страстное и горячее следование его созданиям и исканиям; Россия вообще отвечала живым эхо на то, что совершалось на Западе. Мощь же её собственного гения впервые проявилась в сфере литературы: после нескольких десятилетий подражания Западу, через эпоху Державина, а потом Жуковского, приходит Пушкин, в котором русское творчество стало на собственный путь — не чуждаясь Запада, даже откликаясь на его жизнь, но уже связав себя в свободе и вдохновении с самыми глубинами русского духа, с русской «стихией». За литературой последовали другие формы искусства (театр, живопись, позднее музыка), но скоро и философия в России уже нашла свои пути — тоже не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами. XIX век окрылил философское дарование у русских людей. Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли.
Труды
Психология детства. Лейпциг, 1924.
Русские мыслители и Европа. Париж, 1926
Дар свободы. Париж, 1928.
О чуде. Париж, 1928.
Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Париж, 1934.
История русской философии. Париж, 1948—1950; Париж, 1989; М., 2001
Наша эпоха. Париж, 1955.
На пороге зрелости. Париж, 1955.
Апологетика. Париж, 1957.
Русская педагогика в XX веке. Париж:, 1960.
Н. В. Гоголь. Париж, 1961.
Основы христианской философии. Франкфурт, 1961—1964. Т. 1—2.
Принципы православной антропологии. Штутгарт, 1953 (на немецком языке)
http://i58.fastpic.ru/big/2013/1023/9b/c77b2195673babc69c3316e1e4f6ad9b.jpg
Протоирей, профессор психологии Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962) - историк русской филисофии, работы которого были широкого известны и уважаемы в кругах русского зарубежья. Книга о Гоголе стала предпоследней его работой.
Василий Васильевич Зеньковский (4 июля (17 июля) 1881, Проскуров (ныне Хмельницкий) Подольской губернии — 5 августа 1962, Париж) — протопресвитер в юрисдикции Константинопольского патриархата. Философ, богослов, педагог.
Внук кавалерийского офицера, после выхода в отставку ставшего священником. Сын педагога, директора гимназии, церковного старосты. Окончил гимназию в Киеве. Четыре года учился на физико-математическом факультете, окончил историко-филологический факультет Киевского университета (1909), был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1913—1914 находился в научной командировке в Германии и Италии. Магистр философии (1915; тема диссертации: «Проблема психической причинности»). Доктор церковных наук (1948; за труд «История русской философии»).
В гимназические годы утратил веру в Бога под воздействием трудов Дмитрия Писарева, но, познакомившись с работами Владимира Соловьёва, снова стал верующим человеком. Уже в зрелые годы значительное влияние на его взгляды оказало знакомство с профессором, будущим протоиереем Сергеем Булгаковым, который, в частности, заинтересовал его творчеством Николая Гоголя как православного писателя (в «Истории русской философии» Зеньковский называл Гоголя «пророком православной культуры»).
В 1908 — один из учредителей и заместитель председателя, в 1911 — председатель Киевского религиозно-философского общества. В 1910—1911 читал курсы по философии и психологии на Высших женских курсах. Был директором киевского Института дошкольного воспитания и, с 1910, председателем киевского Общества по изучению религии и философии. С 1916 — экстраординарный профессор Киевского университета по кафедре психологии. В мае-октябре 1918 был министром исповеданий в правительстве гетмана Украины Павла Скоропадского.
В 1920 эмигрировал в Королевство сербов, хорватов и словенцев, в 1920—1923 — профессор философского и богословского факультетов Белградского университета, с 1921 был членом белградского кружка преподобного Серафима. В 1923—1926 — профессор экспериментальной и детской психологии в Высшем педагогическом институте в Праге, был директором этого института. В 1923 на Общеэмигрантском педагогическом съезде был избран председателем Педагогического бюро по зарубежным русским школьным делам. В то же году участвовал в первом съезде Русского социального христианского движения (РСХД) в Пшерове, на котором был избран председателем РСХД. Являлся членом братства святой Софии. В 1926—1927 находился в США, где изучал проблемы религиозного образования.
В 1927—1962 — профессор по кафедре философии, истории русской философии, психологии и апологетики Свято-Сергиевского богословского института в Париже, в 1944—1948 и 1949—1962 — декан этого института. Находился в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского). В 1933—1938 — староста Введенской церкви в Париже. Основал Религиозно-педагогический кабинет в Париже. В 1939—1940, в начале Второй мировой войны, находился в заключении без суда, следствия и обвинения во французской тюрьме, а затем в лагере. Затем ему было разрешено вернуться в Париж; переживания в период заключения способствовали принятию им сана священника.
С 22 марта 1942 — иерей. В марте 1942 — феврале 1943 и в июле 1943 — августе 1962 — помощник настоятеля Введенской церкви в Париже, в феврале-августе 1943 — заместитель настоятеля Покровской церкви в Париже. С 7 января 1944 — протоиерей. В 1946, во время разделения паствы скончавшегося митрополита Евлогия на «промосковскую» и «проконстантинопольскую», выбрал юрисдикцию Константинопольского патриархата. Основатель Высших женских богословских курсов при Свято-Сергиевском богословском институте. В 1949—1952 — благочинный приходов Парижского округа. С 7 января 1955 — протопресвитер. С 1936 — член епархиального совета, в 1953—1958 — его председатель. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Философия
Основной труд Василия Зеньковского — «История русской философии», основой которого стали его лекции в Свято-Сергиевском богословском институте; эта работа посвящена русской мысли XVIII—XX веков. Считал, что русская философия является уникальным национальным опытом создания христианской философии. Обращал внимание на непрерывность русской философской традиции, сохраняющей, несмотря на несхожесть форм, своеобразное единство на всех этапах её развития. Значительное внимание уделял теме влияния западной мысли на русскую философию. Полагал, что, приобщаясь к философской культуре Запада, русские люди как бы сокращали для себя путь собственного восхождения на высоты философской мысли и быстро входили в сложную философскую проблематику своего времени. В этом отношении достойно удивления то, с какой быстротой оказывались на высоте современности, например, русские учёные (Ломоносов в середине XVIII в., Лобачевский в первой трети XIX в. и многие другие). В то же время, по мнению Зеньковского, в философии собственное творчество было всё же очень стеснено в России именно тем, что находили русские люди на Западе. Целые поколения попадали в плен Западу, в страстное и горячее следование его созданиям и исканиям; Россия вообще отвечала живым эхо на то, что совершалось на Западе. Мощь же её собственного гения впервые проявилась в сфере литературы: после нескольких десятилетий подражания Западу, через эпоху Державина, а потом Жуковского, приходит Пушкин, в котором русское творчество стало на собственный путь — не чуждаясь Запада, даже откликаясь на его жизнь, но уже связав себя в свободе и вдохновении с самыми глубинами русского духа, с русской «стихией». За литературой последовали другие формы искусства (театр, живопись, позднее музыка), но скоро и философия в России уже нашла свои пути — тоже не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами. XIX век окрылил философское дарование у русских людей. Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли.
Труды
Психология детства. Лейпциг, 1924.
Русские мыслители и Европа. Париж, 1926
Дар свободы. Париж, 1928.
О чуде. Париж, 1928.
Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Париж, 1934.
История русской философии. Париж, 1948—1950; Париж, 1989; М., 2001
Наша эпоха. Париж, 1955.
На пороге зрелости. Париж, 1955.
Апологетика. Париж, 1957.
Русская педагогика в XX веке. Париж:, 1960.
Н. В. Гоголь. Париж, 1961.
Основы христианской философии. Франкфурт, 1961—1964. Т. 1—2.
Принципы православной антропологии. Штутгарт, 1953 (на немецком языке)