21
янв
2020
янв
2020
Введение в системный киноанализ (2018)
Год издания: 2018
Автор: Корте Гельмут
Переводчик: М. Юдсон, Е. Смирнова
Жанр: Кино
Издательство: М.: Изд. дом Высшей школы экономики
ISBN: 978-5-7598-1103-9
Серия: Исследования культуры
Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 360
Описание: Кино — это сложнейшая система повествования, в которой мысль автора передаётся при помощи изображения, звука и временной структуры. Первое, что ложится в основу любого киноведческого анализа, — собственное впечатление автора от просмотра фильма. Но как преобразовать его в научный анализ и чем последний отличается от кинокритики? На что следует обращать внимание при анализе фильмов? Какие содержательные аспекты должны при этом учитываться? Как поставить проблему и какие средства позволяют верифицировать собственные наблюдения и трактовки? В первой, более общей, части обсуждаются эти вопросы, предлагаются возможные решения, описываются инструменты системного киноанализа и указывается их значение для общей системы анализа. Во второй части представлены примеры работ по киноанализу, выполненных разными авторами. В них рассматриваются как классические фильмы («Забриски Пойнт», 1969), так и более современные голливудские ленты («Мизери», 1990; «Список Шиндлера», 1993; «Ромео и Джульетта», 1996).
Книга предназначена для студентов, преподавателей и всех, кто интересуется киноведением: она позволяет легко приобрести теоретические знания и практические навыки, необходимые для самостоятельной работы с этим интереснейшим видом искусства.
Автор: Корте Гельмут
Переводчик: М. Юдсон, Е. Смирнова
Жанр: Кино
Издательство: М.: Изд. дом Высшей школы экономики
ISBN: 978-5-7598-1103-9
Серия: Исследования культуры
Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 360
Описание: Кино — это сложнейшая система повествования, в которой мысль автора передаётся при помощи изображения, звука и временной структуры. Первое, что ложится в основу любого киноведческого анализа, — собственное впечатление автора от просмотра фильма. Но как преобразовать его в научный анализ и чем последний отличается от кинокритики? На что следует обращать внимание при анализе фильмов? Какие содержательные аспекты должны при этом учитываться? Как поставить проблему и какие средства позволяют верифицировать собственные наблюдения и трактовки? В первой, более общей, части обсуждаются эти вопросы, предлагаются возможные решения, описываются инструменты системного киноанализа и указывается их значение для общей системы анализа. Во второй части представлены примеры работ по киноанализу, выполненных разными авторами. В них рассматриваются как классические фильмы («Забриски Пойнт», 1969), так и более современные голливудские ленты («Мизери», 1990; «Список Шиндлера», 1993; «Ромео и Джульетта», 1996).
Книга предназначена для студентов, преподавателей и всех, кто интересуется киноведением: она позволяет легко приобрести теоретические знания и практические навыки, необходимые для самостоятельной работы с этим интереснейшим видом искусства.
Оглавление
АНАЛИЗ ФИЛЬМА: ТЕПЕРЬ И В РОССИИ (Александр Павлов) 12
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ (1999 г.) 26
ДОПОЛНЕНИЯ К ТРЕТЬЕМУ И ЧЕТВЕРТОМУ ИЗДАНИЯМ 32
Часть первая. ВОСПРИЯТИЕ ФИЛЬМА - АНАЛИЗ ФИЛЬМА. ОСНОВЫ 34
I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 36
1. КОМПЛЕКСНОСТЬ СРЕДСТВ ПЕРЕДАЧИ СМЫСЛОВ В КИНЕМАТОГРАФЕ 37
2. СООТНОШЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОСТИ И ОБЪЕКТИВНОСТИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 40
II. ФИЛЬМ, КОНТЕКСТ, ПУБЛИКА И ПОСЫЛ 44
1. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И КРИТИКА ИДЕОЛОГИИ 45
2. КОНТЕКСТ И ВОСПРИЯТИЕ 46
3. ПАРАМЕТРЫ АНАЛИЗА 49
4. ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ (ИСТОРИЧЕСКОГО) АНАЛИЗА ВОСПРИЯТИЯ 52
Три тезиса и одна схема анализа 52
Противоречия в кинематографическом тексте 58
ВЫВОДЫ 60
III. СИСТЕМНЫЙ КИНОАНАЛИЗ 62
1. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КИНЕМАТОГРАФА 63
Крупность плана 63
Движения камеры 65
Связь между монтажными планами 67
Угол съемки / угол зрения 81
2. СОСТАВЛЕНИЕ СКРИПТА (ПРОТОКОЛИРОВАНИЕ) 83
Протоколирование по монтажным планам 85
Протоколирование по эпизодам 90
3. ИНСТРУМЕНТЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ФИЛЬМА 93
График эпизодов 94
График монтажных планов 94
График частоты склеек 103
Временная ось 107
4. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 112
БИБЛИОГРАФИЯ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ 116
Часть вторая. ПРИМЕРЫ АНАЛИЗА 122
I. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И СОВРЕМЕННЫЙ ЗРИТЕЛЬ: «ЗАБРИСКИ ПОЙНТ» МИКЕЛАНДЖЕЛО АНТОНИОНИ (1969) (Ганс-Петер Роденберг) 127
1. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ: НАКАЛЕННАЯ АТМОСФЕРА ЮЖНОЙ КАЛИФОРНИИ 128
2. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ: СТУДЕНЧЕСКИЙ ПРОТЕСТ И «КОНТРКУЛЬТУРА» В США 131
Движение за гражданские права 132
Политизация университетов 133
3. АМЕРИКА АНТОНИОНИ: ОДНОМЕРНЫЕ ЛЮДИ И ПОБЕДА ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ 137
«Забриски Пойнт» как социальная критика 137
Кинематографическое выражение критики 142
4. ПОСЫЛ ФИЛЬМА: АЛЬТЕРНАТИВА - ВЕЛИКОЕ ОТРИЦАНИЕ 149
Контркультурная утопия хиппи 150
Дарья как хиппи и дитя природы 153
Временное измерение сюжета 157
Теоретические основания для «нового человека» 159
5. КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ: «САМО ИЗОБРАЖЕНИЕ - ЭТО ФАКТ, ЦВЕТА - ЭТО РАССКАЗ» 161
Цветовая символика «Забриски Пойнта» 161
Использование современной музыки 164
6. ПРОЦЕСС СЪЕМОК И ВОСПРИЯТИЕ СОВРЕМЕННИКОВ: КОГДА ИСКУССТВО СТАНОВИТСЯ ПОЛИТИЧЕСКИМ 168
Американская киноиндустрия конца 1960-х годов 169
Условия съемок 170
«Забриски Пойнт» в отзывах современников 174
7. МЕСТО «ЗАБРИСКИ ПОЙНТА» В КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ МИКЕЛАНДЖЕЛО АНТОНИОНИ 175
БИБЛИОГРАФИЯ 179
II. ПОВЕСТВОВАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ МЕДИА. «МИЗЕРИ». РОМАН СТИВЕНА КИНГА (1987). ФИЛЬМ РОБА РАИНЕРА (1990) (Петер Дрекслер) 182
1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И КИНО 185
2. РОМАН СТИВЕНА КИНГА И ФИЛЬМ РОБА РАИНЕРА 187
Роман 188
Фильм 191
3. СЮЖЕТ И САСПЕНС 195
Роман 195
Фильм 196
4. «ТОЧКА ЗРЕНИЯ» 203
Мизансцена 3: Первая встреча 208
Мизансцена 3: Первые тревоги Пола по поводу поведения Энни 209
5. ПЕРСОНАЖИ 211
Герои романа 211
Персонажи фильма 216
6. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ 220
Интертекстуальность в романе 220
Интертекстуальность в фильме 222
БИБЛИОГРАФИЯ 227
III. ЭСТЕТИКА ГОЛЛИВУДА И НЕМЕЦКАЯ ИСТОРИЯ. «СПИСОК ШИНДЛЕРА» (СПИЛБЕРГ, 1993) (Гельмут Корте) 229
1. ДИСКУССИЯ ВОКРУГ ФИЛЬМА: ТОЧКИ ЗРЕНИЯ 233
2. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМАЛЬНАЯ СТРУКТУРА 242
3. ФИЛЬМ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ОСНОВА: ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА 248
4. ПЕРЕДАЧА ЧУВСТВ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ 255
5. АСИНХРОНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ И ЗВУКОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ 263
6. ЭФФЕКТ КИНОХРОНИКИ 267
7. ДИНАМИКА НАПРЯЖЕНИЯ: СТУПЕНИ ЭСКАЛАЦИИ 273
8. СВЯЗЬ С ТРАДИЦИЕЙ, ФУНКЦИЯ И ВОЗМОЖНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ 282
БИБЛИОГРАФИЯ 289
IV. «ПОЦЕЛУИ И СТРЕЛЬБА»: «РОМЕО + ДЖУЛЬЕТТА» (ЛУРМАН, США, 1996) (Йене Тиле) 291
1. ШЕКСПИР КАК ВИДЕОКЛИП? 291
2. ВРАЖДА, ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ: ОПИСАНИЕ ЭПИЗОДОВ 293
3. ПЬЕСА, ТЕАТР И ПУБЛИКА 298
4. СТИЛЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ 302
Первые образы, первые звуки 302
Близость к театральному первоисточнику 306
Кульминационные точки между эпизодами 310
Медийные вставки 312
Знаковость 314
5. ПЕРСОНАЖИ И ИХ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ 320
Ромео и Джульетта 320
Вода 321
Меркуцио: аутсайдер и посредник 326
Слэпстик 328
Экскурс: «Вестсайдская история» 329
6. «САХАРНАЯ ВАТА С КРОВЬЮ»: ИСКУССТВЕННОСТЬ И ПОДОЗРЕНИЕ В КИТЧЕ 332
Преувеличение как эстетическая форма: эпизод смерти 333
Экскурс: «Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли 336
7. ВОСПРИЯТИЕ ФИЛЬМА 339
БИБЛИОГРАФИЯ 344
Часть третья. НЕБОЛЬШАЯ ТЕМАТИЧЕСКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ 346
1. ВВЕДЕНИЯ В КИНОАНАЛИЗ 349
2. СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА 353
3. ОБЗОРНЫЕ ИЗДАНИЯ 355
АНАЛИЗ ФИЛЬМА: ТЕПЕРЬ И В РОССИИ (Александр Павлов) 12
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ (1999 г.) 26
ДОПОЛНЕНИЯ К ТРЕТЬЕМУ И ЧЕТВЕРТОМУ ИЗДАНИЯМ 32
Часть первая. ВОСПРИЯТИЕ ФИЛЬМА - АНАЛИЗ ФИЛЬМА. ОСНОВЫ 34
I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 36
1. КОМПЛЕКСНОСТЬ СРЕДСТВ ПЕРЕДАЧИ СМЫСЛОВ В КИНЕМАТОГРАФЕ 37
2. СООТНОШЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОСТИ И ОБЪЕКТИВНОСТИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 40
II. ФИЛЬМ, КОНТЕКСТ, ПУБЛИКА И ПОСЫЛ 44
1. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ И КРИТИКА ИДЕОЛОГИИ 45
2. КОНТЕКСТ И ВОСПРИЯТИЕ 46
3. ПАРАМЕТРЫ АНАЛИЗА 49
4. ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ (ИСТОРИЧЕСКОГО) АНАЛИЗА ВОСПРИЯТИЯ 52
Три тезиса и одна схема анализа 52
Противоречия в кинематографическом тексте 58
ВЫВОДЫ 60
III. СИСТЕМНЫЙ КИНОАНАЛИЗ 62
1. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КИНЕМАТОГРАФА 63
Крупность плана 63
Движения камеры 65
Связь между монтажными планами 67
Угол съемки / угол зрения 81
2. СОСТАВЛЕНИЕ СКРИПТА (ПРОТОКОЛИРОВАНИЕ) 83
Протоколирование по монтажным планам 85
Протоколирование по эпизодам 90
3. ИНСТРУМЕНТЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ФИЛЬМА 93
График эпизодов 94
График монтажных планов 94
График частоты склеек 103
Временная ось 107
4. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 112
БИБЛИОГРАФИЯ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ 116
Часть вторая. ПРИМЕРЫ АНАЛИЗА 122
I. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ И СОВРЕМЕННЫЙ ЗРИТЕЛЬ: «ЗАБРИСКИ ПОЙНТ» МИКЕЛАНДЖЕЛО АНТОНИОНИ (1969) (Ганс-Петер Роденберг) 127
1. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ: НАКАЛЕННАЯ АТМОСФЕРА ЮЖНОЙ КАЛИФОРНИИ 128
2. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ: СТУДЕНЧЕСКИЙ ПРОТЕСТ И «КОНТРКУЛЬТУРА» В США 131
Движение за гражданские права 132
Политизация университетов 133
3. АМЕРИКА АНТОНИОНИ: ОДНОМЕРНЫЕ ЛЮДИ И ПОБЕДА ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ 137
«Забриски Пойнт» как социальная критика 137
Кинематографическое выражение критики 142
4. ПОСЫЛ ФИЛЬМА: АЛЬТЕРНАТИВА - ВЕЛИКОЕ ОТРИЦАНИЕ 149
Контркультурная утопия хиппи 150
Дарья как хиппи и дитя природы 153
Временное измерение сюжета 157
Теоретические основания для «нового человека» 159
5. КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ: «САМО ИЗОБРАЖЕНИЕ - ЭТО ФАКТ, ЦВЕТА - ЭТО РАССКАЗ» 161
Цветовая символика «Забриски Пойнта» 161
Использование современной музыки 164
6. ПРОЦЕСС СЪЕМОК И ВОСПРИЯТИЕ СОВРЕМЕННИКОВ: КОГДА ИСКУССТВО СТАНОВИТСЯ ПОЛИТИЧЕСКИМ 168
Американская киноиндустрия конца 1960-х годов 169
Условия съемок 170
«Забриски Пойнт» в отзывах современников 174
7. МЕСТО «ЗАБРИСКИ ПОЙНТА» В КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ МИКЕЛАНДЖЕЛО АНТОНИОНИ 175
БИБЛИОГРАФИЯ 179
II. ПОВЕСТВОВАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ МЕДИА. «МИЗЕРИ». РОМАН СТИВЕНА КИНГА (1987). ФИЛЬМ РОБА РАИНЕРА (1990) (Петер Дрекслер) 182
1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И КИНО 185
2. РОМАН СТИВЕНА КИНГА И ФИЛЬМ РОБА РАИНЕРА 187
Роман 188
Фильм 191
3. СЮЖЕТ И САСПЕНС 195
Роман 195
Фильм 196
4. «ТОЧКА ЗРЕНИЯ» 203
Мизансцена 3: Первая встреча 208
Мизансцена 3: Первые тревоги Пола по поводу поведения Энни 209
5. ПЕРСОНАЖИ 211
Герои романа 211
Персонажи фильма 216
6. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ 220
Интертекстуальность в романе 220
Интертекстуальность в фильме 222
БИБЛИОГРАФИЯ 227
III. ЭСТЕТИКА ГОЛЛИВУДА И НЕМЕЦКАЯ ИСТОРИЯ. «СПИСОК ШИНДЛЕРА» (СПИЛБЕРГ, 1993) (Гельмут Корте) 229
1. ДИСКУССИЯ ВОКРУГ ФИЛЬМА: ТОЧКИ ЗРЕНИЯ 233
2. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМАЛЬНАЯ СТРУКТУРА 242
3. ФИЛЬМ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ОСНОВА: ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА 248
4. ПЕРЕДАЧА ЧУВСТВ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ 255
5. АСИНХРОНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ И ЗВУКОВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ 263
6. ЭФФЕКТ КИНОХРОНИКИ 267
7. ДИНАМИКА НАПРЯЖЕНИЯ: СТУПЕНИ ЭСКАЛАЦИИ 273
8. СВЯЗЬ С ТРАДИЦИЕЙ, ФУНКЦИЯ И ВОЗМОЖНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ 282
БИБЛИОГРАФИЯ 289
IV. «ПОЦЕЛУИ И СТРЕЛЬБА»: «РОМЕО + ДЖУЛЬЕТТА» (ЛУРМАН, США, 1996) (Йене Тиле) 291
1. ШЕКСПИР КАК ВИДЕОКЛИП? 291
2. ВРАЖДА, ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ: ОПИСАНИЕ ЭПИЗОДОВ 293
3. ПЬЕСА, ТЕАТР И ПУБЛИКА 298
4. СТИЛЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ 302
Первые образы, первые звуки 302
Близость к театральному первоисточнику 306
Кульминационные точки между эпизодами 310
Медийные вставки 312
Знаковость 314
5. ПЕРСОНАЖИ И ИХ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ 320
Ромео и Джульетта 320
Вода 321
Меркуцио: аутсайдер и посредник 326
Слэпстик 328
Экскурс: «Вестсайдская история» 329
6. «САХАРНАЯ ВАТА С КРОВЬЮ»: ИСКУССТВЕННОСТЬ И ПОДОЗРЕНИЕ В КИТЧЕ 332
Преувеличение как эстетическая форма: эпизод смерти 333
Экскурс: «Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли 336
7. ВОСПРИЯТИЕ ФИЛЬМА 339
БИБЛИОГРАФИЯ 344
Часть третья. НЕБОЛЬШАЯ ТЕМАТИЧЕСКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ 346
1. ВВЕДЕНИЯ В КИНОАНАЛИЗ 349
2. СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА 353
3. ОБЗОРНЫЕ ИЗДАНИЯ 355