20
апр
2017

Лосев А.Ф. - Собрание сочинений в 9-и томах (1993)

ISBN: Юбилейное собрание сочинений в 9-и томах
Формат: DjVu/PDF (оба формата содержат OCR слой и оглавление)
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Автор: Алексей Фёдорович Лосев
Год выпуска: 1993-2002
Жанр: онтология, эстетика, античность, мифология, логика, музыковедение, культурология, литературоведение, математика
Издательство: Мысль, Москва
Язык: русский
Количество страниц: т.1: 961; т.2: 962; т.3: 922; т. 4: 942; т. 5: 978; т. 6: 831; т. 7: 753; т. 8: 719; т. 9: 705 стр.
Аннотация издателя ко всему изданию:
Издательство «Мысль» при содействии Российского открытого университета планирует выпустить сочинения А. Ф. Лосева в пяти книгах. Все издание включает ранние произведения мыслителя — давно ставшие недоступными читателю работы 20—30-х годов (так называемое восьмикнижие), а также неизданное («Вещь и имя» и др.) и произведения 50-х годов, когда после 30-летнего молчания философ вновь получает читательскую аудиторию. Книги имеют условное название и единое оформление, объем каждой около 60 л.
Книга І. «Бытие — имя — космос» (произведения 20-х годов): это — первая из серии книг, выпускаемых к 100-летнему юбилею замечательного русского философа, филолога, исследователя музыкального и художественного творчества. Издание включает: «Эрос у Платона», «Античный космос и современная наука», «Философия имени» и «Вещь и имя» (впервые).
Книга II. «Очерки античного символизма и мифологии» (1930). Издание содержит послесловие, примечания и указатель имен.
Книга III. «Миф — число — сущность» (произведения 1928—1930 годов): «Диалектика мифа», «Диалектика числа у Плотина», «Критика платонизма у Аристотеля», «Сáмое самó» (впервые).
Книга IV. «Форма — стиль» (произведения 20-х и 50-х годов): «Музыка как предмет логики», «Философский комментарий к операм Вагнера», «Диалектика художественной формы», «Эстетическая терминология ранней греческой литературы».
Книга V. «Мифология» (произведения 50-х годов, изданные малыми тиражами): «Олимпийская мифология», «Античная мифология в ее историческом развитии». В томе кроме послесловия, комментариев и указателя предполагается дать библиографию трудов А. Ф. Лосева.
(Изначальный план издателей потом значительно модифицирован и дополнен.)

Аннотация издателя
Аннотация издателя к 1-ому тому
Это — первая из серии книг, выпускаемых к 100-летнему юбилею замечательного русского философа, филолога, исследователя музыкального и художественного творчества. Все издание включает ранние произведения мыслителя — давно ставшие недоступными читателю работы 20—30-х годов (так называемое восьмикнижие), а также неизданное («Вещь и имя» и др.) и произведения 50-х годов, когда после 30-летнего молчания философ вновь получает читательскую аудиторию.
Аннотация издателя ко 2-ому тому
Настоящее издание представляет собой вторую из серии книг, включающих ранние произведения А. Ф. Лосева, замечательного русского философа и филолога. Том целиком составляют «Очерки античного символизма и мифологии» — фундаментальный труд, в котором автор, широко исследуя античную мысль и культуру, а также историю восприятия античности европейской культурой, развивает свою оригинальную концепцию платонизма. «Очерки...» вышли в 1930 г. и больше не переиздавались. Издание снабжено послесловием и примечаниями.
Аннотация издателя к 3-ому тому
Третья из серии книг, выпускаемых в связи со 100-летним юбилеем замечательного русского философа и филолога, включает его работы 20-х — начала 30-х годов. Из них только «Диалектика мифа» и «Первозданная сущность» были сравнительно недавно переизданы. «Критика платонизма у Аристотеля» и «Диалектика числа у Плотина» давно стали библиографической редкостью. Остальные работы (составляющие большую часть тома) издаются впервые. Главные темы сочинений — миф как составная часть культуры и проблема числа в античности в сравнении с современным культурным сознанием.
Аннотация издателя к 4-ому тому
Настоящее издание представляет собой четвертую из серии книг, включающих ранние произведения А. Ф. Лосева. Ее составляют работы, посвященные проблемам художественного и музыкального творчества. Из них «О мироощущении Эсхила», «Философский комментарий к драмам Рихарда Вагнера», «Очерк о музыке», «История эстетических учений» (Предисловие и Введение) публикуются впервые. Последняя работа замечательна содержащейся в ней откровенной самохарактеристикой автора, дающей ключ к пониманию А. Ф. Лосева — преподавателя, писателя и философа. В целом том демонстрирует глубину и размах устремлений молодого тогда ученого.
Аннотация издателя к 5-ому тому
Пятая из серии книг, выпускаемых в связи со 100-летним юбилеем А. Ф. Лосева, включает два фундаментальных исследования, посвященных проблемам формирования античной мифологии. «Античная мифология в ее историческом развитии» явилась в 1957 г. первой работой, опубликованной после почти 30-летнего молчания философа. «Теогония и космогония» публикуется впервые и представляет собой собрание первоисточников, снабженное глубоким авторским комментарием.
Аннотация издателя к 6-ому тому
Шестая из серии книг, выпускаемых в связи со 100-летным юбилеем Алексея Фёдоровича Лосева (1893 – 1988), выходит в канун 10-летней годовщины со дня его смерти. Она посвящена философии математики и представляет читателю в полном объеме не освещавшийся ранее пласт творчества мыслителя. Все произведения публикуются впервые.
Аннотация издателя к 7-ому тому
Впервые в одну книгу выдающегося философа и крупнейшего специалиста в области эстетики Алексея Федоровича Лосева вошли оба его произведения, посвященные эпохе Возрождения. Это—«Эстетика Возрождения» и «Исторический смысл эстетики Возрождения», которое до сих пор никогда не издавалось в полном объеме. Пожалуй, до Лосева никто столь всеобъемлюще не осмысливал жизнь этой великой эпохи от ее быта и нравов до творчества и деятельности ее ярчайших представителей. Здесь ученый выступает и как захватывающий повествователь, создавая целую галерею образов великих мыслителей, художников и правителей.
Аннотация издателя к 8-ому тому
В восьмом томе Сочинений великого русского мислителя ХХ века Алексея Фёдоровича Лосева (1893 – 1988), издаваемой под редакции А. А. Тахо-Годи, вошли: «Исследования по философии и психологии мышления»; все работы по имяславию – «Проблемы философии имени», а также вновь обретенная часть «Дополнений к «Диалектике мифа»», почти равная по объему самому произведению. В «Приложении» помещены заключительные разделы «Диалектических основ математики». Книга подготовлена к 10-й годовщине со дня кончины ученого. Почти все тексты публикуются впервые.
Аннотация издателя к 9-ому тому
В настоящий том сочинений А. Ф. Лосева входят работы философа, в которых рассматривается один из интереснейших и драматичных периодов истории развития эстетики — эллинистически-римская. Ряд представленных в книге работ завершает фрагмент никогда ранее не публиковавшегося исследования «История эстетики», посвященный неоплатонизму. Также впервые приводится полный список опубликованных работ А. Ф. Лосева, охватывающий период с 1916 по 2002 год. Издание снабжено послесловием, примечаниями и указателем имен.
Оглавления
Оглавление 1-ого тома

А. А. Тахо-Годи. Алексей Федорович Лосев

ЭРОС У ПЛАТОНА

АНТИЧНЫЙ КОСМОС И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

Предисловие
I. Предварительная характеристика греческой диалектики
1. Вступление. Обычные изложения. Задачи исследования
2. Определение диалектики
II. Диалектика тетрактиды А
4. Исходный пункт диалектики — «одно»
5. Нечто, или «одно сущее»
6. Третье начало — «становление»
7. Четвертое начало
8. Имя и его диалектика
9. Точные формулы категорий, входящих в тетрактиду А
10. Диалектика перехода к тетрактиде В, или к космосу
III. Диалектика тетрактиды В
11. Категория единичности или сущего
12. Категории движения и покоя
13. Категории различия и тождества
14. Категории величины, времени, пространства и массы
15. Категория имени, или выражения
16. Категория выражения пространства
17. Категории выражения величины, времени и массы
18. Категории выражения эйдоса
19. Общий взгляд на античный космос
Приложение
I. „О потенции и энергии" интерпретирующий перевод трактата Плотина II 5
II. „О субстанции и качестве" интерпретирующий перевод трактата Плотина II 6
Примечания и дополнения
К 1-й главе
Плотин о диалектике,— I 3, 4. 5 (интерпретирующий перевод)
Ко 2-й главе
Анализ Plat. Parm. XX—XXVІІ
Пять типов „одного" в неоплатонизме
Учение Аристотеля о единстве
Учение Платона о целом как идеирующем единстве
Резюме ноологической диалектики
Учение Прокла об именах: первоначальные дистинкции
Плотин об умной материи — II 4, 2—5
Неоплатоническое учение о символе, или имени
Учение Плотина о вечности — III 7, 2—5
Учение Плотина о времени
Анализ трактата Плотина „О потенции и энергии" II 5
Учение Аристотеля о потенции и энергии
К 3-й главе
Стоики о напряженности бытия в связи с дальнейшими явлениями в истории греческой философии
Сравнительная характеристика платонизма и аристотелизма
Резюме учения Плотина о материи в связи с Платоном и Аристотелем
О символизме Аристотеля
К приложению
Аристотель о перводвигателе
Учение Аристотеля о чтойности и его место в истории платонизма
Указатели
I. Указатель текстов Платона с терминами είδος и ιδέα
ІІ. Указатель текстов Плотина с терминами είδος и ιδέα
III. Указатель главнейших переводимых и анализируемых текстов

ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ
Предисловие
I. До-предметная структура имени
1. Фонема
2. Семема, фонематическая, символическая и ноэматическая
3. Переход от ноэмы к идее; имя — орудие общения
4. Идея—арена формирования смысла в слове
5. Взаимо-определение сущего и меона в идее
6. Идея и предмет; понятие энергемы
7. Анализ образа взаимо-определения сущего и меона и физическая энергема слова
8. Органическая энергема слова и феноменология раздражения
9. Сенсуальная энергема и феноменология ощущения
10. Ноэтическая энергема и феноменология мышления
11. Резюме предыдущего; понятие смысловой энергии и предметной сущности
ІІ. Предметная структура имени
12. Предмет имени — опора всех судеб имени; первая диалектическая установка — диалектика внешней явленности эйдоса и ее необходимые категории
13. Диалектика интеллигенции в имени
14. Символизм и апофатизм
15. Пять форм эйдетической предметности имени — схема, топос, эйдос в узком смысле, символ и миф
16. Резюме предыдущего и переход от эйдетической сферы имени к логосу
17. Сравнительная характеристика эйдоса и логоса
18. Типы логоса в связи с диалектикой эйдоса
19. Эйдетически-сущностный логос и о типах меона вообще
ІІІ. Предметная и до-предметная структура имени
20. Дедукция всех моментов имени из его предметной сущности
21. Сводка всего предыдущего анализа
22. Диалектика человеческого слова
IV. Имя и знание
23. Науки о чистом смысле и о факте. Место феноменологии
24. Логос эйдоса; сущность мифологии
25. О сущности диалектики
26. О сущности аритмологии и топологии
27. Сущность предмета эстетики, грамматики и проч. наук о выражении
28. Логос логоса; мифологическая и ноэтическая логика
29. О сущности математики
30. Логос меона; аноэтическая логика
31. Логос софийности телесности и наука о творчестве
32. Онтологии не существует помимо вышеуказанных наук
33. Остальные возможные формы конструирования эйдоса
Примечания

ВЕЩЬ И ИМЯ
I. Действительность
II. Имя
I. Имя вещи есть орудие общения ее со всем окружающим
II. Имя вещи есть орудие смыслового общения ее со всем окружающим
III. Имя вещи есть орудие взаимного существенно-смыслового общения ее со всем окружающим
IV. Имя вещи есть орудие индивидуально-живого, или личностного, общения ее с окружающими
V. Имя вещи есть орудие понимания ее со стороны всего окружающего ее
VI. Имя вещи есть орудие взаимного понимания между нею и всем окружающим
VII. Имя вещи есть смысловая энергия взаимопонимания между вещью и ее окружающим
VIII. Имя вещи есть потенциальная смысловая энергия взаимопонимания вещи с ее окружающим
IX. Имя вещи есть потенциальная энергия взаимопонимания вещи с ее окружающим независимо от самого окружающего. Другими словами, имя вещи есть осмысление ее как объективно определенной личности, данной в повелительном самооткровении и самовыявлении
X. Имя вещи есть предел смыслового самооткровения вещи
III. Имя и вещь
I. Вещь существует, но явления и, следовательно, имени ее не существует
II. Явление и, следовательно, имя существует, но сущность, вещь не существует
III. Вещь, сущность вещи существует, и явление, имя вещи тоже существует, но между ними лежит непроходимая и ничем не заполняемая бездна
IV. Сущность вещь есть, и явление, и имя, тоже есть, и явление сущности, имя вещи, есть проявление сущности и вещи

ПОСЛЕСЛОВИЯ, ПРИМЕЧАНИЯ, УКАЗАТЕЛЬ
В. П. Троицкий. «Античный космос и современная наука» и современная наука
Л. А. Гоготишвили. Религиозно-философский статус языка
Примечания
Указатель имен
Оглавление 2-ого тома

ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ
Предисловие
І. Происхождение античного символизма
Вступительные замечания [Введение], І, ІІ, ІІІ, ІV
IІ. Символически-мифологические черты в до-Сократовской философии
I. Фалес
II. Анаксимандр
III. Анаксимен
IV. Диоген Аполлонинский
III. Терминология учения Платона об идеях (είδος и ιδέα;)
Вступление
I. Обзор материала
II. Систематический анализ
IV. Учение Платона об идеях в его систематическом развитии
a) Введение
b) Пять ступеней
І. Первая ступень, наивно-реалистическая: непосредственно-ощущаемая действительность
ІІ. Вторая ступень, описательно-феноменологическая: действительность смысла вне фактической действительности, эйдос как описательно и созерцательно данная целость
ІІІ. Третья ступень, трансцедентальная: символ как трансцсдентальный принцип
IV Четвертая ступень, диалектическая: миф как непосредственно ощущаемая и сознаваемая действительность
V. Пятая ступень, аритмологинеская: мифическое число как непосредственно ощущаемая и сознаваемая действительность
с) Типологический анализ
d) Заключение (Итог науки и очередная задача)
V. О мифически-трагическом мировоззрении Аристотеля
I. Вступление
II. Учение о подражании
III. Учение о бытии
IV. Учение о «действии»
V. Внутренние особенности трагического мифа
VI. Пространственно-временная структура мифа
VII. Сводка предыдущего
VІІІ. Учение Аристотеля о воспитании
ІХ. Общее обозрение воспитательной системы
VI. Социальная природа платонизма
Приложение. Указатели текстов Платона с терминами είδος и ιδέα
I. Указатель по диалогам
II. Указатель по отдельным категориям значений

Л. А. Гоготишвили. Платонизм в Зазеркалье XX века, или Вниз по лестнице, ведущей вверх
Примечания
Указатель имен
Оглавление 3-ого тома

ДИАЛЕКТИКА МИФА
Предисловие
[Вступление] Диалектика мифа
I. Миф не есть выдумка или фикция, не есть фантастический вымысел
II. Миф не есть бытие идеальное
III. Миф не есть научное и, в частности, примитивно-научное построение
IV. Миф не есть метафизическое построение
V. Миф не есть ни схема, ни аллегория
VI. Миф не есть поэтическое произведение
VIІ. Миф есть личностная форма
VIII. Миф не есть специально религиозное создание
IX. Миф не есть догмат
X. Миф не есть историческое событие как таковое
XII. Обозрение всех диалектических моментов мифа с точки зрения понятия чуда
XIII. Окончательная диалектическая формула
XIV. Переход к реальной мифологии и идея абсолютной мифологии

МИФ — РАЗВЕРНУТОЕ МАГИЧЕСКОЕ ИМЯ

I. Определение имени
II. Место имени
III. Имя сущности и сущность
IV. Имя сущности и инобытие тварь
V. Иерархийная природа имени

ПЕРВОЗДАННАЯ СУЩНОСТЬ
2. Понятие ангела
3. Диалектика бесплотных сил
4. Символика бесплотных сил
5. Символика бесплотных сил продолжение

АБСОЛЮТНАЯ ДИАЛЕКТИКА — АБСОЛЮТНАЯ МИФОЛОГИЯ
СÁМОЕ САМÓ
I. Вещь
I. Вещь не есть не-вещь
1. Вещь не есть сознание вещи
2. Вещь не есть ни материал вещи, ни ее форма, ни соединение того и другого
3. Вещь не есть ни один из ее признаков, ни все ее признаки, взятые вместе
4. Я, мир и Бог также не суть их собственные признаки
II. Вещь есть сама вещь
5. Вещь определима только из себя самой
6. Всякая вещь есть предмет бесчисленных интерпретаций
7. Символическая основа всех интерпретаций самого самого
III. Из истории учения о самости
8. Несколько примеров из истории мысли
9. Заключение
II. Бытие
Вступление
I. Тайна первого зачатия мысли
II. Общая структура первого смысла
1. Бытие, небытие, становление
2. Ставшее и для-себя-бытие
3. Эманация
III. Значение первого символа и переход к дальнейшему
III. Сущность
1. Вступление и разделение
IV. Смысл
1 Вступление
2. Отграничения
3. Первая установка. Смысл есть различие и тождество
4. Диалектика тождества и различия в сфере смысла
5. Противоречие, противоположность и разность
6. Смысловое «происхождение»
7. Эйдос

КРИТИКА ПЛАТОНИЗМА У АРИСТОТЕЛЯ

Предисловие
1. Вступительные замечания
2. Разделение XIII книги «Метафизики»
3. 11 аргументов против «математического предмета»
4. Их сводка
5. Собственное учение Аристотеля о математическом предмете
6. Критика «идей» Платона
7. Продолжение
8. Классификация учений об идеальных числах
9. Счислимость и несчислимость
10. Критика абсолютной несчислимости
11. Критика прерывной счислимости
12. Обобщение обеих критик
13. Критика других теорий
14. Критика детальных моментов платонической теории числа
15. Вопрос о конце XIII книги
16. Критика учения о принципах
17. Продолжение
18. Обобщение критики учения о принципах
19. Общая характеристика критики платонизма у Аристотеля
«Метафизики» Аристотеля книги XIII—XIV перевод
Книга XIII
Книга XIV
Обзор содержания; издания, литература и примечания
I. Общий обзор содержания XIII и XIV книг «Метафизики» Аристотеля
IІ. Издания, переводы и литература
III. Примечания к переводу XIII книги
IV. Примечания к переводу XIV книги

ДИАЛЕКТИКА ЧИСЛА У ПЛОТИНА
I. Анализ трактата Плотина «О числах»
Вступительные замечания
I. Красота оформленного множества и безобразие бесформенности
II. Число не есть абсолютная беспредельность
III. Число не есть чувственная вещь
IV Число не есть субъективно-психический процесс и относится к чистому уму
V Число не есть только спутник ума, но оно — ипостасийно
VI. Плотин о трех основных ипостасях
VII. Отношение числа к каждой из трех ипостасей. Число как принцип умной категориальности
VIII. Продолжение
IX. Число и количество
X. Умная бесконечность числа. Критика учений Аристотеля и перипатетиков
XI. Число как организующий принцип вечной жизни мирового целого
XII. Итоги философии числа у Плотина
XIII. Философско-мифологическая концепция числа и Прокла
IІ. Трактат Плотина «О числах» перевод и примечания
Примечание к переводу
Вступление
I. Отрицательное учение о числе
IІ. Положительное учение о числе
III. Критика других учений 860
IV. Положительное учение о числе
Заключение

ПОСЛЕСЛОВИЯ, ПРИМЕЧАНИЯ, УКАЗАТЕЛЬ
Л. Л. Гоготишвили. Коммуникативная версия исихазма
В. Я. Троицкий. О смысле чисел
Примечания
Указатель имен
Оглавление 4-ого тома

ДИАЛЕКТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ
Предисловие
I. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Первая диалектическая тетрактида
2. Необходимые диалектические детали в конструкции тетрактиды
3. Тетрактида как интеллигенция
4. Категориальная структура энергии сущности (а в частности, и выражения ее)
5. Феноменолого-диалектическая картина реального имени, или энергийной выраженности
6. Определение понятия художественной формы
ІІ. АНТИНОМИКА
7. Феноменологическая диалектика понятия художественной формы. Антиномии факта
8. Антиномии понимания, или выражения («метаксю»)
9. Антиномии смысла
10. Антиномии мифа
11. Антиномии адеквации
12. Антиномии изоляции, или изолированной автаркии
13. Резюме феноменолого-диалектического анализа понятия художественной формы
III. ПЕРЕХОД К ЧАСТНОЙ ЭСТЕТИКЕ
14-17. Классификация видов художественной формы
а) виды эйдетические
b) виды мифические и с) персонные
d) модификационно-персонные виды
е) стилевые и f) композиционные формы
18. Общий обзор диалектики отдельных видов художественной формы
Примечания

СТРОЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРООЩУЩЕНИЯ
[І.]
1. Чистый опыт и структуры сознания
2. Принцип оформления в искусстве (чистая музыка и образное искусство)
3. Различное оформление чисто музыкального опыта
4. Принцип личной актуальности в эстетическом переживании
II. МУЗЫКА, РЕЛИГИЯ, ТРАГЕДИЯ
1. Трагизм и драматизм
2. Этическое и эстетическое понимание трагизма
3. Три основных плана бытия, данных в трагическом мироощущении
4. План мирового хаоса (хаокосмос)
5. План души, переживающей космические грани
6. Тождество в процессуальной качественности музыкального и трагического волнения
7. Плоть религии

ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Предисловие
Введение. Методология курса

МУЗЫКА КАК ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ
Предисловие
I. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ АБСОЛЮТНОЙ, ИЛИ ЧИСТОЙ, МУЗЫКИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
А. Снятие категорий рассудка
1. К вопросу о лже-музыкальных феноменах
2. Подлинно-реальный феномен музыки (первоначальная характеристика)
3. Закон основания (вместе с законом абсолютной раздельности) и его редукция в чистом музыкальном бытии
4. Четыре вида необходимости и их редукция в чистом музыкальном бытии
5. Общий характер бытия, редуцируемого в чистом музыкальном бытии
B. Основоположения чистого музыкального бытия — с точки зрения абстрактно-логического знания
1. Общая основа всех основоположений
2-3. Основоположения на основе ratio esscndi чистого музыкального бытия
а) Музыкальное пространство
b) Музыкальное время
4-5. Основоположения на основе ratio fiendi чистого музыкального бытия
с) Музыкальное действование
d) Музыкальная воля и субъективное бытие
6-9. Основоположения на основе ratio cognoscendi чистого музыкального бытия
е) Музыкальная истинность вообще и субъект музыкального суждения
f) Признак субъекта музыкального суждения
g) Единство бытия и не-бытия в музыке
h) Музыкальная истинность и обоснованность
10. Итог феноменологической характеристики с точки зрения абстрактно-логического знания
C. Музыкальный миф
ІІ. МУЗЫКА И МАТЕМАТИКА
1. Истинный феномен музыки и математика
2. Общее положение музыкального бытия в системе эйдетического бытия
3. Характерные частности музыкального и математического бытия как видов бытия эйдетического
4. Конструкция музыкального и математического предмета в сознании
5. Основоположения гилетической (в частности, музыкальной) логики
6. Резюме и система
ІІІ. ЛОГИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ
1. Музыкальное время и традиционная наука
2. Время не есть движение и не есть мера движения
3. Время не есть вещь и не есть психическое состояние
4. Время предполагает вне-временное
5. Время предполагает число и его воплощение
6. Число не есть ни вещь, ни психическое состояние, но некий смысл
7. Пять категорий, входящих в определение числа
8. Необходимые разъяснения к данному определению числа
9. Сущность времени
10. Основоположения музыкального предмета
11. Диалектическая сущность выражения
12. Выведение категорий ритма, метра, мелодии и гармонии
13. Категории темпа, высоты, тональности (гаммы) и полного тона
14. Тембр, каденция, светлота, вещественно определенный тон, длительность, цветность, динамический акцент, объемность, плотность и вес звука
15. Заключение
IV. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДВУХ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОРМЫ
1. «Золотое деление»
2. «Метро-тектонизм»
Примечания

О МУЗЫКАЛЬНОМ ОЩУЩЕНИИ ЛЮБВИ И ПРИРОДЫ
ДВА МИРООЩУЩЕНИЯ
ОЧЕРК О МУЗЫКЕ
ФИЛОСОФСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ДРАМАМ РИХАРДА ВАГНЕРА
МИРОВОЗЗРЕНИЕ СКРЯБИНА

О МИРООЩУЩЕНИИ ЭСХИЛА

1. Миросозерцание и мироощущение
2. Методологическое введение
3. Психология страха у Эсхила. Трагедия «Семь против Фив», 78—180. Перебегание и неустойчивость сознания. Краткость фраз и бессоюзие. Общий молитвенный тон
4. Психология страха и ужаса. «Семь», 803—1004. Лирическая оратория и музыка страха
5. Психология страха и ужаса. «Персы», 1 —154. Образность в художественном приеме и вне-образность. Трагическая и музыкальная насыщенность «эпических» образов
6. Психология страха и ужаса. «Семь», 287—368, 720—791. Непсихологические объекты страха и ужаса
7. Первые итоги психологии страха и ужаса у Эсхила. «Персы» и образ Атоссы
8. Психология страха и ужаса. «He-драматичность» образа Прометея. Музыка и лиризм «Умоляющих»
9. Психология страха и ужаса. Растворяемость чувства страха среди прочих переживаний. Эволюция мистического экстаза у Кассандры. Драма и музыка
10. Психология страха и ужаса Эринний в «Орестее» и симфония ужаса и кошмара: «дионисизм» и «аполлинизм» в «Орестее»
11. Психология страха и ужаса. Эриннии — дочери ночи
12. Общие итоги Эсхиловой психологии страха и ужаса
13. Психология чувства в «Умоляющих», «Семи против Фив», «Скованном Прометее» и ее мистическая подпочва
14. Психология чувства в «Орестее»
15. Психология волевых процессов и характеров в «Семи». Антидраматизм и музыка
16. Психология волевых процессов и характеров в «Орестее». Психологические и непсихологические мотивировки
17. Общие итоги человеческой психологии у Эсхила
18. Логическая противоречивость терминов эсхиловского мироощущения и музыкальная его стройность
19. Основные объекты мироощущения Эсхила. Аморальная и хаотическая основа мира и жизни. Моральное сознание человека

СТАТЬИ ДЛЯ ЭНЦИКЛОПЕДИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАУК

ПОСЛЕСЛОВИЯ, ПРИМЕЧАНИЯ, УКАЗАТЕЛЬ
В. В. Бычков. Выражение невыразимого, или Иррациональное в свете ratio
M. M. Гамаюнов. «Союз музыки, философии, любви и монастыря»
Примечания
Указатель имен
Оглавление 5-ого тома

АНТИЧНАЯ МИФОЛОГИЯ В ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
От автора
Введение
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ АНТИЧНОЙ МИФОЛОГИИ
НЕОБХОДИМЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ
I. Мифология и общинно-родовая формация
1. Недостаток традиционных изложений
2. Почему первобытный человек переносил на природу свои общинно-родовые отношения?
3. Традиционное объяснение мифологии
4. Абстрактно-метафизический характер обычного взгляда на первобытное одушевление природы
5. Первобытный стихиино-нерасчлеkенный коллективизм как источник формирования мифологии
6. Перенесение на природу общинно-родовых отношений в их исторической конкретности
7. Буржуазные теории мифологии
II. Мифология в ее историческом становлении
1. Традиционное представление мифа в виде того или иного неподвижного образа
2. Общая линия и периоды мифологического развития
3. Древнейшая эпоха
4. Собирательско-охотничий период
5. Оборотническая логика
6. Природа оборотничества
7. Стихийно-множественная семантика мифа
8. Позднейшая эпоха. Производящий характер ее хозяйства
9. Переход от фетишизма к анимизму
10. Основные объективные закономерности мифологического развития. Материальные закономерности
11. От фетишизма к анимизму и от хтонrз;а к героизму
12. Общее направление в развитии мифологии
III. Комплексный метод и географическое распределение
1. Понятие исторического комплекса
2. Ядро мифа как орудие развития и борьбы
3. Мифы в их историческом развитии
4. Рудименты мифа
5. Классификация рудиментов мифа
6. Ферменты мифа
7. Более широкое понятие мифологического комплекса
8. Монолитно-художественные комплексы
9. Географическое распределение
IV. Борьба старого и нового в мифе
ОБЗОР ПЕРИОДОВ МИФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
I. Хтоническая мифология. Фетишизм
1. Био-социальная нерасчлененность
2. Сущность хтонизма
3. Иллюстрации фетишистского хтонизма
4. Мифология растений
5. Мифология животных
6. Фетишистское представление о человеке
7. Природа и мир
ІІ. Хтоническая мифология. Анимизм
1. Сущность анимизма
2. Начальный анимизм
3. Развитой анимизм. Функциональный хтонизм 74
4. Тератоморфизм
5. Великая мать
6. Непосредственное отражение родовых отношений в мифе
7. Героизированные формы матриархальной мифологии
8. Человеческие жертвы и людоедство
III. Мифология героизма
1. Патриархат
2. Основные героические мифы
3. Новые боги
4. Новые закономерности жизни
5. Зевс и природа
6. Труд и творчество
7. Стремление выйти за пределы общины
8. Новые родовые отношения
9. Социально-политические перевороты
IV. Разложение героической мифологии
1. Переходный характер гомеровских поэм
2. Поздний героизм
3. Мифы о родовом проклятии
4. Самоотрицание мифологии
5. Мифы о превращениях
V. Мифология периода рабовладения
Заключение
Часть I. КРИТСКИЙ ЗЕВС
I. Предварительные замечания о Зевсе
1. Традиционное представление о Зевсе
2. Солярно-метеорологическая теория и ее крах
3. Вопрос о единодержавии Зевса
4. Исходное фетишистско-демоническое ядро мифологии Зевса и его эволюция
5. Античные этимологии имени Зевса
Тексты к I разделу
II. Введение в мифологию Критского Зевса
1. Предварительные сведения
2. Географические центры. Ида
3. Дикта
4. Восточный Крит
5. Юкта, Психро и др.
Тексты ко II разделу
III. Основные формы культа Зевса
1. Двойной топор
2. Мифология растений, животных и мифология героическая
3. Космическая мифология
4. Критский полисинтетизм. Астерий
5. Талос
Тексты к III разделу
IV. Мистериальная разработка мифа
1. Человеческие жертвы
2. Зевс, Дионис, Загрей
3. Миф о растерзании
4. Некоторые черты исторической картины мифологического Загрея
5. Орфическая интерпретация Загрея
6. Миф о Загрее у Нонна
Тексты к IV разделу
V. Зевс и Европа
1. Хтоническая ступень Европы
2. Героическая ступень Европы
3. Географические и социальные основы мифологии Европы
4. Специально-критский миф о Зевсе и Европе
5. Из литературной истории мифа
6. Историческая характеристика критского мифа
Тексты к V разделу
VI. Минотавр и Лабиринт
1. Основное ядро мифа
2. Античные и новейшие объяснения
3. Археологические данные
4. Хтоническая основа
5. Переход от матриархата к патриархату и другие исторические слои в мифологии Минотавра
6. Лабиринт, его внешний вид
7. Существующие объяснения мифа о Лабиринте
8. Историческая характеристика Лабиринта
9. Вопрос о реальности Лабиринта
Тексты к VI разделу
VII. Рождение и воспитание Зевса на Крите
1. Вступительные замечания
2. Диодор о критской мифологии и о Зевсе
3. О некоторых особенностях мифологии Критского Зевса
4. Куреты и Корибанты
5. Критско-греческие параллели
Тексты к VII разделу
Заключение
1. Недостаточность литературных данных
2. Археологические данные
3. Выводы
Часть II. АПОЛЛОН
МИФОЛОГИЯ АПОЛЛОНА
I. Вступительные замечания
IІ. Архаика
1. Хтоническая основа (вещественная, растительная, животная)
2. Более поздняя хтоническая ступень. О хтонических функциях
III. Классика
1. Классический Аполлон
2. Реставрация хтонического Аполлона в Дельфах
3. Специфлкум классического Аполлона
IV. Эллинизм
1. Аллегоризм
2. Нигилизм и логицизм
3. Натурализм
4. Эстетизм
5. Положительные религиозно-мифологические построения
V. Важнейшие исторические комплексы в некоторых центральных образах
1. Жизнь я смерть
2. Возлюбленные и потомство Аполлона
3. Убитые Аполлоном
4. Аполлон и гиперборейцы
VI. Календарная мифология
1. Аттика
2. Другие местности
3. Итоги календарной мифологии
VII. Заключение
1. Фетишизм и демонология
2. Героическая стадия
3. Патриархат и классическая мифология Аполлона
4. Высокая классика и восходящая рабовладельческая формация
5. Идейно-теоретические функции Аполлона в период классики и эллинизма
АПОЛЛОН В АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
I. Греческая литература
1. Эпос
2. Лирика
3. Оракулы
4. Драма
5. Классическая проза
6. Итоги периода классики
7. Ранний эллинизм. Поэзия
8. Ранний эллинизм. Проза
9. Поздний эллинизм. Поэзия
10. Поздний эллинизм. Проза греческого Возрождения. Историки и философы
11. Плутарх
12. Риторы и ученые-коллекционеры
13. Павсаний
14. Поздний эллинизм. Ораторы
15. Неоплатонизм
16. Недатированная и не точно датированная литератур
17. Мифографы
18. Раннехристианская литература
19. Лексикографы
20. Итоги эллинистического периода
IІ. Римская литература
1. Древнейший период
2. Классический период. Поэзия
3. Классический период. Проза
4. Послеклассический период
5. Мифографы, коллекционеры и комментаторы
6. Раннехристианская литература
7. Итоги римской литературы

ТЕОГОНИЯ И КОСМОГОНИЯ

1. ИСТОРИЯ
Введение
А. ГОМЕР И ЭПОС (КРОМЕ ГЕСИОДА)
Введение
Теогония у Гомера
Образ Океана в гимнах
Другие эпические теогонии
Б. ГЕСИОД
Введение
Начало
Уран
Кронос и Рея
Зевс в борьбе с прочими космогоническими силами
В. VI ВЕК
Введение
Акусилай
Мусей
Эпименид
Ферекид
Г. ОРФИКИ
Введение
1. Древнейшие тексты
Введение
Аристофан. Платон. Псевдо-Аристотель. Аристотель. Евдем. Хрисипп. Лаврентий Лид. Аполлоний Родосский. Схолии к нему. Орфея «Аргонавтика». Схолии к Вергилию
2. Так называемая «Теогония Иеронима и Гелланика»
Введение
Дамаский
3. «Рапсодическая» теогония
Введение
Общая схема по Дамаскию
Хронос, Эфир и Яйцо
Φанет, Метис и прочие божества
Д. ГЕРМЕТИЧЕСКАЯ КОСМОГОНИЯ
Е. РИМ
Введение
Общая натуралистическая космогония
Ж. ПРОЧИЕ ТЕОГОНИСТЫ
Введение
Лин. Аполлодор
II. СИСТЕМА
А. ХАОС
Введение
«Зияющая бездна» и беспорядочная масса
Б. ТЬМА
Введение
Эреб. Тартар
В. ХРОНОС—ВРЕМЯ
Введение
Хаос, Эрот и Хронос
Г. СТИХИИ
Введение
Эфир, Вода, Воздух, Огонь
Уран (Небо) и Гея (Земля)
Д. МИРОВОЕ ЯЙЦО И ЕГО ПЕРВОЕ ПОРОЖДЕНИЕ (ФАНET)
Введение
Общее. Натуралистическая картина Мирового яйца
Фанет, Эрот и Демиург
Фанет и Ночь
Другие аспекты
Е. ТИТАНЫ (И В ОСОБЕННОСТИ КРОНОС)
Введение
Главнейшие эпизоды
Евгемермзмы о Титанах
Кронос и Филира
Титаны у орфиков
К эволюции образа Кроноса
Гимнические образы
Ж. ЗЕВС ТЕОГОНИЧЕСКИЙ
Введение
Воспитание Зевса на Крите
Куреты
О взаимоотношении Зевса и Кроноса специально
Зевс — демиург
3. БОРЬБА ЗЕВСА ЗА САМОУТВЕРЖДЕНИЕ
Введение
Титаномахия
Киклопы
Сторукие
Гиганты
Гигантомахия
Тифон
И. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Введение
Исходное лоно космо-теогонического процесса. Пластическое оформление
Синтез чувственного и сверхчувственного в олимпийцах, и прежде всего в Зевсе
КОММЕНТАРИИ

Литературно-критическое приложение


ПОСЛЕСЛОВИЕ, ПРИМЕЧАНИЯ, УКАЗАТЕЛИ
А. А. Тахо-Годи. Миф как стихия жизни, рождающая ее лик, или В словах данная чудесная личностная история
Примечания
Указатели
Оглавление 6-ого тома
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИКИ
В. М. Лосева. Предисловие
Введение (общее разделение наук о числе)
Общая теория числа
I. Отграничения (установка числового перво-принципа)
II. Фундаментальный анализ числа (число как понятие)
III. Основные аксиомы числа (число как суждение...)
IV. Функция и соседние категории (число как суждение, умозаключение, доказательство и выражение)
V. Переход к специальной теории числа

О МЕТОДЕ БЕСКОНЕЧНО-МАЛЫХ В ЛОГИКЕ

Предисловие
1. Вступление
2. Вещь—аргумент и отражение—функция
3. Изменения этих аргумента и функции и отношение между этими изменениями
4. Значение теории пределов для логики
5. Ленин о пределе, об общем и о законе
6. Примеры из наук
7. Дальнейшие категории математического анализа и их применение в логике
8. Производная в логике
9. Преимущества инфинитезимального учения о понятии в сравнении с традиционным формально-логическим
10. Дифференциал в логике
11. Интеграл в логике
12. Производная, дифференциал и интеграл на фоне общего учения о числе
13. Три аспекта теории бесконечно-малых в применении к логике
14. Жизненно-логическое значение математического анализа
15. Инфинитезимально-логический словарь
16. Заключительные замечания

НЕКОТОРЫЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ К ВОПРОСУ О ЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ИСЧИСЛЕНИЯ БЕСКОНЕЧНО-МАЛЫХ

I. Логика исчисления бесконечно-малых как отражение социальной действительности
II. Исчисление бесконечно-малых и его основные категории
III. Дифференциальное и интегральное исчисление. Их логический состав

МАТЕМАТИКА И ДИАЛЕКТИКА

ПОСЛЕСЛОВИЕ, ПРИМЕЧАНИЯ, УКАЗАТЕЛЬ
В. П. Троицкий. Метаматематика Алексея Лосева
Примечания
Указатель имен
Оглавление 7-ого тома

ЭСТЕТИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
Глава первая. Восточное Возрождение
Глава вторая. Западное Возрождение

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭСТЕТИКИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Глава первая. Основные принципы
Глава вторая. Платонизм, неоплатонизм и гуманизм
Глава третья. Бытовые типы Возрождения
Глава четвертая. Обратная сторона титанизма
Глава пятая. Идеализм и материализм

ПРОТОРЕНЕССАНС ХІІІ ВЕКА И ПОДГОТОВКА РЕНЕССАНСА В XIV ВЕКЕ
Проторенессанс ХІІІ века
Глава первая. Философско-эстетическое учение
Глава вторая. Искусство и литература
Подготовка Ренессанса в XIV веке
Глава первая. Философия
Глава вторая. Аллегоризм
Глава третья. Некоторые литературные данные
Глава четвертая. Общий результат рассмотренной эпохи

РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Глава первая. Общая характеристика
Глава вторая. Математическое оформление имманентно-субъективной интуиции. Учение о перспективе
Глава третья. Непосредственный канун эстетики раннего Возрождения и первые его представители
Глава четвертая. Расцвет раннего Возрождения. Леон Баттиста Альберти

ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Глава первая. Николай Кузанский
Глава вторая. Платоновская академия во Флоренции
Глава третья. Лоренцо Валла
Глава четвертая. Пьетро Помпонацци
Глава пятая. Гуманистическая направленность Возрождения
Глава шестая. Общее заключение

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОСНОВА ВЫСОКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Глава первая. Введение
Глава вторая. Сандро Боттичелли
Глава третья. Леонардо да Винчи
Глава четвертая. Микеланджело

ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Модифицированное Возрождение (Поздний Ренессанс или начало разложения Ренессанса)
Глава первая. Проблема модифицированного Возрождения
Глава вторая. Маньеризм
Глава третья. Итальянский пантеизм XVI века
Глава четвертая. Фрэнсис Бэкон и его символическая эстетика
Более острые формы эстетических модификаций Возрождения на Севере
Глава первая. Готическая эстетика
Глава вторая. А. Дюрер и М. Грюневальд
Глава третья. Один из частных примеров (открытие пейзажа)

ВОЗЛОЖЕНИЕ ЭСТЕТИКИ РЕНЕССАНСА ВО ВНЕХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБЛАСТЯХ КУЛЬТУРЫ И ЛИТЕРАТУРЕ XV—XVI ВЕКОВ
Внехудожественные области культуры XV—XVI веков
Глава первая. Наука
Глава вторая. Религия
Глава третья. Общественно-политическая жизнь
Глава четвертая. Савонарола
Разложение эстетики Ренессанса в литературе XV—XVI веков
Глава первая. Разложение возрожденческой эстетики во Франции в XV—XVI веках
Глава вторая. Гибель эстетики Ренессанса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общий итог эстетики Возрождения
Библиография

ИСТОРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ЭСТЕТИКИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Указатель имен
Оглавление 8-ого тома

ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ (1915—1919)
Оглавление
Предисловие
Вступление
Первая часть. Точки зрения критики
I. Необходимость преодоления Канта и для психологии
II. Критика основоположения кантовской гносеологии
III. Ценность критики кантовской гносеологии для психологии
IV. Введение в науку о непосредственной данности
V. Гуссерль и Джемс о непосредственной данности
VI. Объективный смысл как непосредственная данность
VII. Итоги этой части и переход ко II части
Вторая часть. История Вюрцбургской школы и имманентная критика ее
VIII. Орт и Майер. Марбе
IX. Критика учения Марбе о суждении
X. Кюльпе, Орт, Бинэ
XI. Исследования Уотта о мышлении
XII. Критика исследовании Уотта
XIII. Исследования Аха
XIV. Исследования Мессера
XV. Критика исследований Мессера
XVI. Учение Бюлера о мышлении
XVII. Критика учения Бюлера
XVIII. Дополнительный обзор литературы и переход к III части
Третяя часть. Система и трансцендентная критика
XIX. Систематический обзор основных учений Вюрцбургской школы
XX. Критика основных выводов Вюрцбургской школы
XXI. Критика метода вюрцбургских исследований
XXII. Критика метода (продолжение)
XXIII. Общие итоги трансцендентной критики

ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ИМЕНИ (1919—1929)
Имяславие
I. История вопроса
П. Догматическое учение
Тезисы докладов, заметки
Имяславие, изложенное в системе
Заметки по тексту трактата Дионисия Ареопагита «О божественных именах»
11 тезисов о Софии, Церкви, Имени
Философия имени у Платона (1 ноября 1922 г.)
Доклад 17 ноября 1922 г.
Учение св. Григория Нисского о Боге (13 декабря 1922 г.)
Спор об именах в IV веке и его отношение к имяславию (16 февраля 1923 г.)
Анализ религиозного сознания
О книге «На горах Кавказа» (31 мая 1923 г.)
Письмо и Тезисы об Имени Божием
Черновая рукопись
Эллинизм и христианство (1 марта 1924 г.)
Об Имени Божием и об умной молитве (27 февраля 1925 г.)
Краткая история имяславия (13 марта 1925 г.)
О сущности и энергии (имени) (20 декабря 1925 г.)
Заметки об употреблении Имени Божия в Новом Завете
Дионисий Ареопагит. «О божественных именах». Заметки
Константинопольские соборы о сущности и энергии Божией. Канонизация Григория Паламы
Учение о мире, творении и твари и наука
Вопросы, стоявшие перед ранней патристикой
Вещь и имя
IV. Из истории имени

ФРАГМЕНТЫ ДОПОЛНЕНИЙ К «ДИАЛЕКТИКЕ МИФА» (1929)

ПРИЛОЖЕНИЕ
Заключительные фрагменты к «Диалектическим основам математики»
III. Арифметические действия (становление сущности числа)
IV. Комбинаторно-матричное исчисление (ставшая сущность числа)
V. Учение о композициях (выраженная сущность числа)

ПОСЛЕСЛОВИЯ, ПРИМЕЧАНИЯ, УКАЗАТЕЛЬ
А. А. Тахо-Годи. А. Ф. Лосев о личности и Абсолюте
В. В. Умрихин. А. Ф. Лосев и новая психология мышления
В. В. Бибихин. Двери жизни
Л. А. Гоготишвили. Лосевская концепция предикативности
Примечания
Указатель имен
Оглавление 9-ого тома
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИ-РИМСКАЯ ЭСТЕТИКА I—II ВЕКОВ
От автора
ЭСТЕТИКА РИМА. ЕЕ РОЛЬ В ИСТОРИИ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ
РИМСКОЕ ЧУВСТВО КРАСОТЫ И ЕГО ОБРАЗЫ
§ 1. Римское чувство жизни н красоты
1. Формальное место Рима в системе истории античной эстетики
2. Исходный пункт римского ощущения жизни и красоты
3. Тождество социального и вещественного
4. Существенные детали
5. Рассудочное и естественное
§ 2. Образы римского чувства красоты
1. Язык
2. Религия
3. Искусство
СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ СТОРОНА РИМСКОЙ ЭСТЕТИКИ
§ 1. Общественно-политическая жизнь
1. Цирк и амфитеатр
2. Римские триумфы
3. Вековые игры
4. Апофеоз императоров
§ 2. Римское чувство истории
1. Общий характер римского чувства истории
2. Драматический и трагический характер римского чувства истории
§ 3. Социально-экономический смысл римской эстетики
1. Канун императорского Рима
2. Сущность принципата Августа
3. От принципата к доминату
4. Резюме предыдущего
5. Выводы для эстетики
6. Условная и относительная независимость эстетики и реальная зависимость ее от социально-исторических условий
7. Римское чувство жизни и красоты в тезисах
8. Величие и мощь Рима в представлении тогдашних литературных деятелей
§ 4. Цицерон и Вергилий
1. Цицерон
2. Вергилий
§ 5. Переход к последующему
ОТДЕЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИ-РИМСКОЙ ЭСТЕТИКИ I—II ВЕКОВ
ПЛУТАРХ ХЕРОНЕЙСКИЙ
§ 1. Изолированный характер эстетической предметности
1. Смысловой характер искусства и вещественность его предметного содержания
2. Черты изолированной нейтральности эстетического предмета
3. Применение принципа изолированной нейтральности к теории подражания
§ 2. Идеальная наглядность
1. Эстетическая наглядность
2. Идеальный характер эстетического предмета
§ 3. Морализм и субстанциальность
1. Эстетический морализм
2. Субстанциально-объяснительный дуализм и интуитивно-описательный монизм
3. Подробнее о том же самом монизме и дуализме в проблемах общей метафизики Плутарха
§ 4. Искусство
1. Поэзия
2. Музыка
§ 5. Биографическая эстетика
1. Вступительные замечания
2. Основной характер биографизма Плутарха
3. Трагизм Плутарха
§ 6. Из литературы о Плутархе
ДИОН ХРИЗОСТОМ
§ 1. Обшие сведения
1. Биография
2. Общий характер литературной деятельности
3. Мировоззрение
§ 2. Анализ XII речи
1. Содержание речи
2. Историко-эстетическое значение речи
§ 3. Отдельные эстетические суждения
1. Речь LII
2. Речь LІІI
3. Речь LV
ЛУКИАН
§ 1. Общие сведения
1. Общий обзор деятельности Лукиана
2. Первый риторический период
3. Переход от софистики к философии
4. Философский период
5. Поздний период
§ 2. Идеология Лукиана
1. Почему нельзя свести творчество Лукиана только на одно беспринципное зубоскальство?
2. Социально-политические взгляды Лукиана
3. Религиозно-мифологическая путаница во взглядах Лукиана
4. Философская путаница в воззрениях Лукиана
§ 3. Художественные особенности творчества Лукиана
1. Жанры
2. Художественный стиль
3. Общее заключение о творчестве Лукиана
§ 4. Основные проблемы эстетики Лукиана
1. Отграничение искусства от религии
2. Отграничение искусства от науки
3. Специфика художественной формы и художественного содержания
4. Эстетическая оценка искусства
5. Гармония, мера, пестрота и вечное стремление к неизведанному
6. Жизненное воздействие искусства
§ 5. Эстетический идеал
1. Тексты
2. Историко-эстетическая оценка
3. Частичный характер и противоречивость эстетического идеала
§ 6. Отдельные важные суждения
1. Искусство—совокупность навыков, полезных в жизни
2. Восприятие искусства с точки зрения целого или части
3. Теория и практика в понимании искусства
4. Несводимость прекрасного целого к отдельным изолированным частям
5. Сила красоты
6. Демосфен и Гомер
7. Скульптура
§ 7. Лукиан о танцевальном искусстве
1. Общий характер и содержание трактата «О пляске»
2. О древности и распространенности танца
3. Значение общей образованности для танцора
4. Выразительная наглядность и жизненный смысл пляски
5. Ошибочные приемы в пляске
6. Общие выводы
§ 8. Заключительная характеристика эстетики Лукиана
РИТОРЫ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ. АТЕНЕЙ
§ 1. Риторы
1. Элий Аристид
2. Максим Тирскнй
§ 2. Коллекционеры
1. Аполлодор
2. Клавдий Элиан
§ 3. Атеней
1. Сюжет трактата
2. Основные темы
3. Старое и новое с точки зрения Атенея
4. Филологическая эстетика
5. Низкая оценка софистов и философов
6. Черты низкопробного аллегоризма
7. Общая характеристика мировоззрения Атенея, и в частности его эстетики
ПОЗДНИЕ СТОИКИ
§ 1. Стоицизм I в. н. э.
1. Общая характеристика
2. Люций Анней Сенека
§ 2. Эпиктет и Марк Аврелий
1. Эпиктет
2. Марк Аврелий
§ 3. Заключение
Послесловие
Библиография
Общая литература
Плутарх
Дион Хризостом
Лукиан
Риторы и коллекционеры
Поздние стоики

ПЛУТАРХ. ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА

ДИОГЕН ЛАЭРЦИЙ — ИСТОРИК АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

I. ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ДИОГЕНЕ ЛАЭРЦИИ
II. АНАЛИЗ ТРАКТАТА ДИОГЕНА ЛАЭРЦИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СТРОГО ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЙ
§ 1. Суждения Диогена Лаэрция о происхождении греческой философии и о греческой философии в целом
1. Начало философии
2. Разделение греческой философии
3. Начало греческой философии
§ 2. Структура трактата Диогена Лаэрция, рассматриваемая в связи с анализом содержания отдельных книг
1. Состав I книги
2. Книги II—IV
3. Книги V—VII
4. Книги VIII—IX
5. Книга X
§ 3. Частое отсутствие всякого упоминания о философских идеях мыслителей или слишком сжатое их изложение
1. Отсутствие философского изложения
2. Краткие и случайные философские тезисы без всякого их разъяснения и аргументации
§ 4. Попытки систематического анализа философов и их школ. Гераклит, Демокрит и киренаики
1. Гераклит
2. Демокрит
3. Киренаики
§ 5. Платон
1. Историко-философское место Платона
2. Диалектический метод
3. Характеристика диалогов Платона
4. Метод «индукции»
5. Общекосмологическая система
6. Классификационно-терминологические наблюдения Диогена над Платоном
7. Четыре положительных результата анализа философии Платона
§ 6. Аристотель
1. Общий взгляд на Аристотеля
2. Неточность отдельных утверждений
§ 7. Стоики
1. Разделение философии
2. Диалектика и ее разделение
3. Анализ содержания стоической диалектики
4. Этика
5. Натурфилософия
§ 8. Скептики
1. Академики
2. Пиррон и его основной принцип
3. Некоторые детали
4. Скептические тропы
§ 9. Эпикур
1. Каноника
2. Физика
III. АНАЛИЗ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ И СОСТОЯНИЕ ТЕКСТА ТРАКТАТА ДИОГЕНА ЛАЭРЦИЯ
§ 1. Критика нового времени до XX века
1. Авторы Ренессанса
2. XVIII век
3. Фр. Банш
4. Фр. Ницше
5. Г. Узенер, Г. Дильс и др.
§ 2. XX век
1. А. Герке
2. Э. Шварц
3. Пауль Моро
4. Р. Хикс
5. Карел Яначек
6. Антонин Коларж
7. Олоф Гигон
8. Роберт Женай
9. Клаус Рейх
10. Общее заключение об источниках Диогена
IV. ТРАКТАТ ДИОГЕНА ЛАЭРЦИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИСТОРИИ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ
§ 1. Вступительные замечания
1. Необходимость целостного рассмотрения трактата Диогена
2. Критика традиционных в буржуазной филологии подходов к Диогену Лаэрцию
§ 2. Биографии отдельных философов
1. Пифагор
2. Эпименид. Ферекид. Гераклит
3. Эмпедокл
4. Демокрит
5. Сократ
6. Платон
7. Платоновская Академия
8. Бион. Карнеад. Клитомах
9. Аристотель
10. Стоики
11. Скептики
12. Эпикур и эпикурейцы
13. Личные качества философов
§ 3• Главнейшие особенности биографического метода
1. Анекдоты
2. Афоризмы и изречения
3. Портретное искусство
4. Письма
5. Завещания
6. Стихотворные элементы
§ 4. Элементы теоретической мысли
1. Спорадическое наличие большой детализации
2. Элементы критицизма
3. Элементы историзма
4. Ценные философские сообщения
5. Общественно-политический интерес
6. Чего нет и чего нельзя искать у Диогена Лаэрция
7. Библиографические интересы
§ 5. Общее заключение о биографическом методе Диогена Лаэрция
1. Хронология
2. Афоризмы и изречения. Анекдоты
3. Описательный метод
4. Огромная философско-историческая пестрота
V. ОБЩИЙ ИТОГ
1. Бессистемность трактата
2. Социально-историческая основа трактата

ИСТОРИЯ ЭСТЕТИКИ (ФРАГМЕНТ)

ПОСЛЕСЛОВИЕ, ПРИМЕЧАНИЯ, УКАЗАТЕЛИ
А. А. Тахо-Годи. «Эллинистически-римская эстетика». История создания книги
Примечания
Указатель имен
Указатель имен мифологических и литературных персонажей
ПОЛНЫЙ СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ ТРУДОВ А. Ф. ЛОСЕВА
Список трудов А. Ф. Лосева
Алфавитный указатель работ А. Ф. Лосева
Основные работы, посвященные жизни и творчеству А. Ф. Лосева

Доп. информация:
Отдельное спасибо пользователю glarus63 и трекеру rutracker.org за предоставленный релиз.
Книги / Книги / Собрания сочинений
СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО  [830.5 MB]