09
сен
2019
сен
2019
Русская народная утопия (2003)
Год издания: 2003
Автор: Чистов К.В.
Жанр: история, этнография
Издательство: СПб.: Дмитрий Буланин
ISBN: 5-86007-371-2
Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 546
Сканирование и обработка: mcach / DED
Описание: Монография представляет собой продолжение членом-корреспондентом Российской Академии наук К. В. Чистовым исследования социально-утопических взглядов русского народа, начатое им в его знаменитой книге 1967 г. «Русские социально-утопические легенды». На большом историко-культурном материале (исторические свидетельства, судебные дела, донесения чиновников, памятники крестьянской-литературы, художественные произведения, записи устно-поэтических нарративов и т. д.) автором рассматривается развитие легенд о «возвращающемся царе-избавителе» и о «далеких землях» в XVII – XX вв., а также определяются закономерности в повторяемости фольклорных сюжетов утопического характера. Народный утопизм исследуется автором в сопряжении с эсхатологическими идеями русского народа и движениями эскапизма, в тесной связи с историей элитарно-философского и политического утопизма, пережившего времена безоглядной веры и глубокого разочарования (Т. Мор, Т. Кампанелла, А. Платонов, Е. Замятин и др.).
Книга рассчитана на историков, фольклористов, этнографов, литературоведов, а также на широкий круг читателей.
Автор: Чистов К.В.
Жанр: история, этнография
Издательство: СПб.: Дмитрий Буланин
ISBN: 5-86007-371-2
Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 546
Сканирование и обработка: mcach / DED
Описание: Монография представляет собой продолжение членом-корреспондентом Российской Академии наук К. В. Чистовым исследования социально-утопических взглядов русского народа, начатое им в его знаменитой книге 1967 г. «Русские социально-утопические легенды». На большом историко-культурном материале (исторические свидетельства, судебные дела, донесения чиновников, памятники крестьянской-литературы, художественные произведения, записи устно-поэтических нарративов и т. д.) автором рассматривается развитие легенд о «возвращающемся царе-избавителе» и о «далеких землях» в XVII – XX вв., а также определяются закономерности в повторяемости фольклорных сюжетов утопического характера. Народный утопизм исследуется автором в сопряжении с эсхатологическими идеями русского народа и движениями эскапизма, в тесной связи с историей элитарно-философского и политического утопизма, пережившего времена безоглядной веры и глубокого разочарования (Т. Мор, Т. Кампанелла, А. Платонов, Е. Замятин и др.).
Книга рассчитана на историков, фольклористов, этнографов, литературоведов, а также на широкий круг читателей.
Оглавление
Предисловие ............................................ 5
Общее введение ............................................ 7
Введение в монографию 1967 г. ............................................ 27
Глава I. Легенды о «возвращающемся избавителе» ............................................ 49
Общие замечания ............................................ 49
«Царевич Дмитрий» – «Царь Дмитрий». Легенды об «избавителях» в годы Крестьянской войны 1606 – 1607 гг. ............................................ 59
Легенды об «избавителях» после разгрома восстания И. И. Болотникова (1607 – 1614 гг.) ............................................ 88
Городские восстания середины XVII в. и легенды об «избавителях» ............................................ 99
С. Т. Разин и «царевич Алексей Алексеевич» ............................................ 108
Петр 1 – «подмененный царь» и легенда о царевиче Алексее Петровиче – «избавителе» ............................................ 121
Легенды об «избавителях» в 30 – 50-х годах XVIII в. («Петр II» и «Иван Антонович») ............................................ 156
«Петр III» (1762 – 1773 гг.) ............................................ 169
Пугачевская версия легенды о Петре III и ее фольклоризация ............................................ 181
«Петр III» и другие «избавители» последней четверти XVIII в. («Железный Лоб», Метелкин и др.) ............................................ 209
Легенда о Петре III и исторические предания о нем уральских казаков ............................................ 222
«Константин» ............................................ 234
Выводы ............................................ 258
Глава II. Легенды о «далеких землях» ............................................ 276
Общие замечания ............................................ 276
Беловодье ............................................ 279
Легенды о «далеких землях» в XVII – XVIII вв. «Город Игната» ............................................ 332
Легенды о «далеких землях» в XIX в. («река Дарья», «Анапа», «Новые острова», «Ореховая земля») ............................................ 348
Выводы ............................................ 357
Заключение 1967 г. ............................................ 371
Глава III. Эсхатологические воззрения старообрядцев и связанные с ними социально-утопические легенды ............................................ 385
Европейские гуманисты-утописты XV – XVI вв. и русские народные утопические легенды о «далеких землях» ............................................ 385
Формирование старообрядчества как сложной конфессиональной общности православного характера ............................................ 399
Проблемы статистики старообрядчества ............................................ 407
Заметки об эскапизме и эсхатологических представлениях старообрядцев в XVII – XIX вв. ............................................ 413
«Путешественник Марка Топозерского»: тексты, отклики в официальных документах ............................................ 427
О специфике русских народных социально-утопических легенд об «избавителях» и о «далеких землях» ............................................ 448
О термине «самозванчество» ............................................ 457
Проблема «народного монархизма» ............................................ 462
Общее заключение ............................................ 467
Библиография ............................................ 490
Указатель имен ............................................ 517
Предисловие ............................................ 5
Общее введение ............................................ 7
Введение в монографию 1967 г. ............................................ 27
Глава I. Легенды о «возвращающемся избавителе» ............................................ 49
Общие замечания ............................................ 49
«Царевич Дмитрий» – «Царь Дмитрий». Легенды об «избавителях» в годы Крестьянской войны 1606 – 1607 гг. ............................................ 59
Легенды об «избавителях» после разгрома восстания И. И. Болотникова (1607 – 1614 гг.) ............................................ 88
Городские восстания середины XVII в. и легенды об «избавителях» ............................................ 99
С. Т. Разин и «царевич Алексей Алексеевич» ............................................ 108
Петр 1 – «подмененный царь» и легенда о царевиче Алексее Петровиче – «избавителе» ............................................ 121
Легенды об «избавителях» в 30 – 50-х годах XVIII в. («Петр II» и «Иван Антонович») ............................................ 156
«Петр III» (1762 – 1773 гг.) ............................................ 169
Пугачевская версия легенды о Петре III и ее фольклоризация ............................................ 181
«Петр III» и другие «избавители» последней четверти XVIII в. («Железный Лоб», Метелкин и др.) ............................................ 209
Легенда о Петре III и исторические предания о нем уральских казаков ............................................ 222
«Константин» ............................................ 234
Выводы ............................................ 258
Глава II. Легенды о «далеких землях» ............................................ 276
Общие замечания ............................................ 276
Беловодье ............................................ 279
Легенды о «далеких землях» в XVII – XVIII вв. «Город Игната» ............................................ 332
Легенды о «далеких землях» в XIX в. («река Дарья», «Анапа», «Новые острова», «Ореховая земля») ............................................ 348
Выводы ............................................ 357
Заключение 1967 г. ............................................ 371
Глава III. Эсхатологические воззрения старообрядцев и связанные с ними социально-утопические легенды ............................................ 385
Европейские гуманисты-утописты XV – XVI вв. и русские народные утопические легенды о «далеких землях» ............................................ 385
Формирование старообрядчества как сложной конфессиональной общности православного характера ............................................ 399
Проблемы статистики старообрядчества ............................................ 407
Заметки об эскапизме и эсхатологических представлениях старообрядцев в XVII – XIX вв. ............................................ 413
«Путешественник Марка Топозерского»: тексты, отклики в официальных документах ............................................ 427
О специфике русских народных социально-утопических легенд об «избавителях» и о «далеких землях» ............................................ 448
О термине «самозванчество» ............................................ 457
Проблема «народного монархизма» ............................................ 462
Общее заключение ............................................ 467
Библиография ............................................ 490
Указатель имен ............................................ 517
Похожие материалы
776.7 KB
Русская народная медицина (2007)266.4 MB
Утопия (2009)533.9 MB
Утопия (2012)1.5 GB
Народная монархия (2014)