30
июн
2012

Исторические путешествия Ивана Толстого. Выпуск 2 (4 фильма из 4) (2011)

Перевод: Не требуется, cубтитры: отсутствуют
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: Юлия Сатарова. Владимир Буробин
Жанр: документальный, исторический
Продолжительность: 01:42:57
Год выпуска: 2011
Описание: Программа раскрывает исторические культурные взаимосвязи Италии и Испании. Ее автор – журналист и писатель Иван Толстой – уникальный исследователь отечественных и зарубежных архивов, знаток русской культуры и блистательный рассказчик. Речь пойдет о судьбе переводчицы байроновского "Дон Жуана" Татьяне Гнедич, о соррентовском периоде жизни Максима Горького, о попытках Ватикана подчинить Россию своему влиянию, о жизни Александра Орлова по прозвищу Швед.
Видео: 720x536 (1.34:1), 25 fps, XviD MPEG-4 ~2119 kbps avg, 0.22 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, MPEG Layer 3, 2 ch, ~128.00 kbps avg
Релиз группы:
Автор рипа: fesermih
Доп. информация
Фильм 1. Коленопреклоненный Дон Жуан

Историки и жители Севильи убеждены, что один из самых известных в мировой литературе героев - Дон Жуан - родился в их городе. Испанская легенда о севильском обольстителе восходит к Дон Хуану Тенорио, отличавшемуся дерзким бесстрашием, презрением к общепринятой морали, бессердечием и любвеобильностью. Он затевал многочисленные дуэли, из которых всегда выходил победителем, обольщал женщин – замужних дам и молоденьких девушек, навлекая на них позор и принося горе многим почтенным семьям. У Дон Хуана была своя Донна Анна, и Командор – ее отец. Совпадали и многие другие мелкие детали, которые сделали этот персонаж бессмертным. Первым, кто создал в литературе образ Дон Хуана Тенорио (впоследствии Дон Жуана), был испанский драматург Тирсо де Молина, уроженец Севильи.
В фильме рассказывается о Татьяне Григорьевне Гнедич. Она создавала русский перевод громадной поэмы Байрона "Дон Жуан" в самых жутких условиях – в следственном изоляторе НКВД в Ленинграде 1940-х годов.

Фильм 2. Клетка для Буревестника

Рассказывает о многолетней "игре" Москвы с Максимом Горьким, который в 1920-30-е годы жил в Сорренто. В 1921 году Горький уезжал из советской России из-за политических расхождений с властью, хотя по официальной версии писатель отправился в Италию на лечение. За виллой писателя была установлена постоянная слежка, его окружал определенный круг людей. Горький до конца не понимал, что вероломство советских властей по отношению к нему было продумано с самого первого этапа. Советской власти необходимо было сначала завлечь писателя Италией, а потом поставить в безвыходное положение, создать ему такие условия, чтобы возвращение на родину стало неизбежным. В конце 1920-х годов Госиздат предложил Горькому за выпуск собрания сочинений своих произведений на родине огромную сумму денег, от которой он отказаться не смог. По возвращении Горького в советскую Россию ему был оказан грандиозный прием. Писатель был объявлен классиком при жизни.

Фильм 3. Московия: итальянская надежда

Рассказывается о попытках Ватикана подчинить Россию своему влиянию. Россия – страна православная. Одна из попыток обратить Россию в католичество была предпринята в XV веке - возникла идея оказать влияние с помощью династического брака. Византийская принцесса София Палеолог была заочно обручена с Иваном III, и новоиспеченная невеста отправилась в Москву. В Ватикане надеялись, что великий князь Московии подпишет Флорентийскую унию и подчинится Риму. Но из этой затеи ничего не вышло: после венчания Иван III категорически отказался принять католическую унию. Зато София Палеолог сыграла другую, но очень важную роль именно для России. Она стала приглашать итальянских мастеров, которые тогда были лучшими в Европе. Среди них итальянский архитектор Аристотель Фиорованти, построивший Успенский собор в Кремле, специалисты по плавке металлов, чеканке серебряной посуды и монет. Именно Софии Полеолог обязаны своим возникновением некоторые московские памятники.

Другая попытка была предпринята в XVI веке. В Москву был отправлен проповедник и иезуит Антонио Поссевино, целью которого было обратить русского царя Ивана Грозного в католичество. И хотя его религиозная миссия завершилась неудачей, он не оставил своего интереса к России. Известие, что в Москве объявился чудесным образом спасшийся сын Ивана Грозного – царевич Дмитрий, проповедующий католицизм, вызвало его энтузиазм. Поссевино надеялся, что католицизм спасет Россию и повернет ее в сторону Европы, Ватикана, католической церкви. В конце 1605 года в Венеции вышла книга "Реляция", у которой был говорящий подзаголовок "Повествование о чудесном завоевании отцовской власти яснейшим юношей Дмитрием". Автором, скрывшимся под псевдонимом Бареццо-Барецци, был Антонио Поссевино. Книга, рассказывающая о том, что тогда происходило в далекой Московии, стала настоящим бестселлером, была переведена на многие языки и определила политическое и культурное отношения к России у Западной Европы. Но все попытки католической церкви "прельстить" Русь не увенчались успехом. Россия осталась православной.

Фильм 4. Проверка Шведа

Посвящен судьбе Александра Орлова (прозвище – Швед), политического руководителя республиканцев во время Гражданской войны в Испании. Старший майор госбезопасности Александр Орлов был человеком необычайно сильной воли и огромного жизненного и профессионального опыта. В 1920-е годы он успел побывать разработчиком нелегальной сети советской разведки за рубежом, был лично знаком с товарищем Сталиным, который и придумал Орлову кличку "Швед", закрепившуюся за ним на долгие годы.

Орлова называли тайным начальником войны в Испании, и это не случайно. Дело в том, что у Испанской войны была закулисная сторона. По существу там шло две войны. Одна из них – объявленная: между республиканцами и повстанцами, военной диктатурой генерала Франко. Другая – необъявленная, секретная, война внутри войны. По сути, враждовали одни коммунисты с другими. Советские добровольцы и военные специалисты, отправляясь в Испанию, обязаны были подписать бумагу о неразглашении секретов, которые станут им известны. Республиканцы делали всё, чтобы облегчить приход советской власти в Испании: устраивались страшные чистки, сжигались монастыри, разрушались церкви, убивались священники, грабились и уничтожались богатые испанцы. Об этом и не должны были рассказывать, вернувшись назад в СССР, советские представители. И они молчали. Всё, что происходило в Испании (на фронтах, в городах, в партизанском движении, в тюрьмах), находилось под непосредственным контролем Александра Орлова. Он обеспечивал секретную поставку республиканскому правительству советского вооружения и техники (хотя по официальной версии СССР всего лишь предоставил помощь военными специалистами), вывозил национальный золотой запас Испании в СССР, руководил политическими убийствами, курировал вербовку агентов. В какой-то момент Орлов понял, что его тоже может постигнуть судьба многих соратников. Он видел, как вызванные в Москву для нового задания, они не возвращались, погибали в горниле сталинских чисток. Орлову удалось сбежать от сталинской расправы в США, забрав с собой секретные архивы. Позже он обратился к руководству советской разведки, что в обмен на жизнь оставшихся в Москве родственников он никогда не выдаст секреты неприятелю. До самого конца старший майор госбезопасности Александр Орлов остался верен своему слову.